Авторы: Орешкина Елена Сергеевна, Низовцева Людмила Яковлевна
Тема: «Кто живет в Арктике и Антарктике»
Цель: Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о животных севера;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к животным севера;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Цикл мероприятий, объединенных единой темой, где обеспечивается интеграция образовательного процесса
Тема цикла: «Окружающий мир человека» (декабрь)
Тема недели: «Кто живет в Арктике и Антарктике»
ПОНЕДЕЛЬНИК: «Природа севера»
№ п/п
|
Название мероприятия
|
Действия детей и взрослых
|
Интеграция образователь-
ных областей
|
1
|
Беседа
Антарктида – полюс южный,
Климат там суровый, вьюжный,
Сильный холод, снег и льдины,
Ходят важно там пингвины
– познакомить детей с понятиями - льды, айсберги, снега.
|
Воспитатель дает детям информацию о природе севера – рассматривают иллюстрации, видеоролики.
|
С-К, Р, П
|
2
|
Рассматривание и чтение энциклопедии о природе, животных тундры, Арктики.
|
Чтение отрывков из произведений, рассматривание иллюстраций.
|
Р, П
|
3
|
Непосредственно образовательная деятельность – аппликация «Пингвины на льдинах»
|
Воспитатель учит детей складывать четырехугольник пополам, разрезать.
|
П, Ф, Х-Э, С-К.
|
4
|
Наблюдение на прогулке
|
Наблюдение за погодой
Цель ~ продолжать формировать представление о сезонном явлении — гололедице, рассказать о животных севера для которых явление гололедица привычная среда, развивать наблюдательность. П,Р.
|
П,Р
|
5
|
Подвижная игра «Олени и пастухи»
|
Дети учатся бегать легко, учатся уворачиваться от пастухов.
|
С-К, Ф
|
6
|
Труд на участке
Уборка снега, окапывание кустов, сооружение снежной горки, снежной крепости, изготовление и вывешивание фигурных льдин на участке.
|
Совместный труд увлекает, сплачивает.
|
С-К, Ф
|
7
|
2 половина дня
Чтение художественной литературы с просмотром видеоматериалов.
С. Ивченко «Удивительные леса»
|
Дети слушают, понимают смысл.
|
Р, П, С-К.
|
8
|
Памятка для родителей:
Семейный просмотр ТВ передач о животных, о путешествиях в разные уголки нашей бескрайней Родины.
|
Чтение, объяснение значения памятки.
|
Р, П, С-К
|
9
|
Продуктивная деятельность: «Волшебные снежинки» (гель, краска для витражей)
|
Совместный труд взрослого и детей.
|
С-К, Х-Э
|
ВТОРНИК: «Животный мир»
№ п/п
|
Название мероприятия
|
Действия детей и взрослых
|
Интеграция образователь-ных областей
|
1
|
Утро:
Рассматривание иллюстраций «Атлас – животный мир севера»
|
Выявить знания о животных, внешний вид, характерные особенности, повадки. Развивать интерес к познанию природы и окружающего мира.
|
Р, П
|
2
|
Малоподвижная игра
«Летает – не летает» обитатели севера - быстро реагировать на сигналы
|
Выполнять движения в соответствии с правилами.
|
С-К, Ф
|
3
|
Дидактическая игра: «Где белый мишка искал свой мяч»
Цель – привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в речи детей предлоги – под, за, на, около.
●Что делает мишка?
●где спит мишка?П.
|
Игровая деятельность
|
С-К, Р
|
4
|
Непосредственно образовательная деятельность:
ФЭМП:
«Кто на какой льдине? »
«Сколько вместе? »
|
Знание геометрических фигур, количественный счет.
|
П, Ф, С-К,
|
5
|
Прогулка:
Наблюдение за животными, как приспосабливаются животные к холодному периоду, животные северных широт для них холод естественная среда обитания.
|
Свободное общение, закрепление знаний.
|
П, Р, С-К
|
6
|
2 половина дня:
Чтение художественной литературы А. С. Барков «Кто, где живёт? »
Т. Хоботов «Где живёт тюлень? »
|
Дети слушают, имитируют движения по тексту
|
Ф, Р
|
7
|
выход в библиотеку: тема «Северный полюс», «Животные Севера»;
|
Беседуют, заполняют, отвечают.
|
С-К, Р,
|
8
|
Сюжетно- ролевая игра:
«Экспедиция на Север»
|
Проходят медицинский осмотр, делают покупки.
|
Ф, С-К.
|
СРЕДА: «Растительный мир»
№ п/п
|
Название мероприятия
|
Действия детей и взрослых
|
Интеграция образователь-ных областей
|
1
|
Утро:
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
|
Рассматривание и описание растений северных широт.
|
П, С –К,Р
|
2
|
Непосредственно образовательная деятельность:
Экспериментирование:
«Что тяжелее: снег, вода или лёд?
|
Беседа, решение проблемы, проведение опытов с водой снегом и льдом.
|
Р, С-К, Ф
|
3
|
Прогулка: подвижная игра
«Льдинки, ветер и мороз»
|
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
|
Ф, П, С-К
|
4
|
Слушание музыкальных произведений, песенное творчество:
«Ложкой снег мешая» из мультфильма «Умка» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева
|
Слушают музыкальные произведения, выполняют ритмические движения.
|
С-К, Ф, П
|
5
|
ОЗОЖ: «Крепкое здоровье, хорошая физическая подготовка – все это необходимо для ученых – исследователей Северного полюса»
|
Смотрят, участвуют в беседе, обыгрывают ситуации
|
П, С-К
|
6
|
Чтение художественной литературы В. Есаулов «Арктическое чудо»
|
Получают знания о климатических условиях Крайнего севера и тундры.
|
Р,П.
|
7
|
Вечер:
Иллюстрации и фотоматериал с изображением природы Севера, северного сияния, животных.
|
Рассматривают, делают выводы.
|
С-К, Ф, П.
|
ЧЕТВЕРГ: «Люди на севере»
№ п/п
|
Название мероприятия
|
Действия детей и взрослых
|
Интеграция образователь-ных областей
|
1
|
Утро: Беседа - «Как одеваются полярники, чтобы не замерзнуть в суровых условиях крайнего Севера» д/и «Кому что одеть»
|
Рассматривают картинки, подбирают и называют предметы одежды.
|
С-К, П,Р.
|
2
|
Утренняя гимнастика: танцевальная ритмика Использование фонограммы:
«Пингвины»
«Песенка про белых медведей»
|
Танцуют, веселятся
|
С-К, Ф,
|
3
|
Пальчиковая гимнастика
«На Севере белый Мишутка живёт»
|
Проговаривают слова и выполняют соответствующие движения.
|
С-К, Ф, П.
|
4
|
Наблюдение за прохожими
«Одежда людей живущих на Севере»
|
Как одеты прохожие, подходит ли эта одежда для крайнего севера.
|
С-К, П
|
5
|
Эстафеты:
«По следам»
«Оленьи упряжки»
|
Соревнуются с детьми параллельных групп.
|
С-К, Ф
|
6
|
2 половина дня:
Чтение художественной литературы Н. Емельянова «Окся - труженица»
|
Слушают, участвуют в беседе, рассматривают иллюстрации
|
Р, П, С-К
|
7
|
Дидактическая игра «Лото осторожностей»
|
Закрепляются правила безопасности, какие правила необходимы на севере.
|
С-К, Р
|
8
|
-Создание выставки в группе «Бескрайний Север» (поделки, фотоматериал, игрушки) .
|
Читают, обсуждают.
|
Р, П.
|
ПЯТНИЦА: «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»
№ п/п
|
Название мероприятия
|
Действия детей и взрослых
|
Интеграция образователь-ных областей
|
1
|
Утро: Свободное общение:
«Что я знаю о севере»
|
Рассказывают о наиболее интересных фактах узнанных на неделе.
|
С-К, П, Р
|
2
|
Викторина: «»«Кто живёт на Севере? »
Рисование -
«Животные Севера» (акварель, гуашь, пастель, восковые краски на выбор)
|
Активно отвечают на вопросы, в конце рисуют по шаблонам животных севера.
|
С-К, П, Р, Х-Э.
|
3
|
2 половина дня:
Чтение А. Рогожин «Северные мотивы»
|
Слушают, отвечают на вопросы по прочитанному.
|
Р, С-К
|
4
|
Спортивное развлечение «Веселые старты» «Игры народов Севера»
|
Команды детей и родителей соревнуются, выполняют спортивные упражнения
|
Ф, С-К
|
5
|
Музыкально- ритмическая деятельность на заданную тему, под музыку.
|
Двигаются под музыку, представляют себя названным объектом.
|
П, С-К, Х-Э,Ф.
|
6
|
Подведение итогов за неделю
|
Дети и родители кладут записки и делают зарисовки о том, что запомнилось в течение недели.
|
П, С-К, Р
|
|