Тема: «Красота весны»
Цель: Расширение представлений детей о весне в природе.
Задачи:
1. Совершенствовать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными; образование существительных в родительном падеже; образование однокоренных слов.
2. Формировать навыки составления короткого описательного рассказа по опорным картинкам.
3. Расширять представления о профессии поэта, композитора, художника.
4. Упражнять умения детей работать в подгруппах, парах, развивая коммуникативные способности коллективной деятельности.
5. Развивать воображение, сопоставлять текст с действиями.
Оборудование:
Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых, скворечника, скворца, сюжетных картинок по сказке. Нарисованные изображения солнца, дерева, зеленые листики;
Ход занятия
Организационный момент
(Дети вошли в группу и встали около воспитателя)
Воспитатель: «Как много к нам пришло гостей. Скажите «здравствуйте» скорей.
(Дети здороваются с гостями).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что обозначает слово «здравствуйте»?
Дети: Когда мы здороваемся с кем - то, значит мы желаем этим людям здоровья.
Проблемная мотивация:
Воспитатель: А еще таким словом можно поднять настроение человеку. Ребята, а что еще может поднять настроение вам?
Дети: (мороженое, игрушка, мультфильм, сказка).
Воспитатель: Скажите, а погода может поднять настроение?
Дети: - Да, погода может поднять настроение.
Воспитатель: - А какая погода?
Дети: солнечная, весенняя, безветренная.
Воспитатель: - ребята, а какое сейчас время года? (весна). Весна – очень красивое время года. В природе все оживает, пробуждается. Ребята, а как можно рассказать о весне, передать ее красоту?
Дети: - Можно нарисовать весну. Можно сочинить песню о весне. Можно сочинить музыку. Можно сочинить стихотворение. Можно написать рассказ о весне.
Воспитатель: Предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли одного из тех, кто описывает весну. (Дети садятся полукругом на стулья).
Представляем картинку в музыке. И так, вы – композиторы. Закройте глаза, послушайте отрывок из произведения П.И.Чайковского «Весна» и представьте весеннюю картинку.
(Звучит музыка.)
Воспитатель.: Какую весеннюю картину вы представляете?
Дети: из - под снега пробиваются нежные первые цветы, на проталинах в лесу щебечет жаворонок, возвращаются из теплых краев птицы, полет птиц создает грустное настроение.
Воспитатель.: Вы правы, начало пьесы Чайковского пронизано трогательными мотивами,
похожий на тихий вальс, который смеется эмоциональными аккордами. Как красиво описал весну композитор музыкой.
Может быть, кто из вас, когда вырастет, напишет музыку и не только о весне.
Дидактическое упражнение «Мы писатели»
Воспитатель : Предлагаю вам попробовать себя в роли писателей. Но для этого нам надо разделиться на две команды. Сейчас выйдут в центр зала дети, у которых день рождения. Весной. ( выходят 7 детей ).
А я скажу вам слово солнце. Подберите со стола картинки, обозначающие предметы, которые греют и разместите их на доске. Вы работаете самостоятельно.
(Дети выбирают картинки (огонь, печка, свечка, кошка, батарея, грелка, баня).
Воспитатель: А оставшиеся ребята работают со мной. Поговорим про лужи (воспитатель размещает картинку с изображением лужи). Подойдите к столу и выберете картинки, на которых изображены предметы, связанные с ЛУЖЕЙ и составьте предложение. (Дети выбирают картинки: резиновые сапоги, дождь, грязь, корабль, зеркало, лягушка).
Воспитатель: проверяем. Слушаем ваши предложения, которые докажут правильность выбора картинки с предметом. Он должен быть связан с лужей.
(ответы детей).
Воспитатель: Все картинки подобрали верно, правильно составили предложения, Вы справились с заданием.
Воспитатель: А теперь послушаем ответы ребят, которые подбирали картинки с изображением предметов, которые греют. Назовите их (ответы детей, воспитатель на доску вешает несколько картинок с изображением солнца)
Воспитатель: Ребята, представьте, если бы на небе светило сразу столько солнце. Что бы было? (ответы детей).
Воспитатель: Такого быть не может. Тогда на планете Земля стало бы очень жарко, не было бы жизни.
Неплохо у вас получилось составлять предложения. Может кто то из вас в скором будущем, будет писателем. И мы будем читать ваши рассказы.
(Дети садятся на стулья полукругом).
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть.
Физминутка (Вхождение в образ)
Воспитатель: Ребята встаньте на ковер свободно, не мешая друг другу. Я буду говорить задание, а вы должны его выполнить.
- нахмурьтесь, как осенняя туча.
- улыбнитесь, как солнышко, как теплый ветерок.
- позлитесь, как гром, вихрь, ураган.
- устаньте, как человек, идущий сквозь вьюгу.
- отдохните, как птички на ветке, как кораблик на волнах.
Воспитатель: Вот мы и отдохнули. Присаживайтесь на стулья. Предлагаю вам побыть художниками. А вы уже это сделали, дома. Выполнили домашнее задание, нарисовали картинку на тему « Весна вам нравится или не очень».
Воспитатель: Подойдите к доске. Давайте разделим эти рисунки на две группы, слева мы расположим рисунки, где изображение говорит, что весна - это хорошо. Это нам нравится. А справа мы повесим рисунки, где весной мы испытывает неудобства, нам не очень комфортно. (Дети распределяют картинки на две стороны)
- Назовите признаки или предметы, которые говорят о том, что весна нам нравится, объясняя свой выбор.
- Аналогичное задания для вас, ребята.
( Дети перечисляют.)
Воспитатель: Ну что же, мне понравились ваши рисунки . И я думаю, что когда вы вырастите, возможно кто- то из вас станет художником.
Дидактическое упражнение «Мы- юные поэты» (дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне
Природа отдала приказ
Салютовать весне.
Приказ черемухе – цвести
Крапиве – быть не злой
Дождю – дорожки подмести
Серебряной метлой.
Чтоб каждый кустик был певуч
Всем птицам звонче петь,
А солнцу – выйти из за туч
И веселее греть.
Воспитатель: Что я прочитала?
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какой приказ отдала природа?
Дети: Салютовать весне.
Воспитатель: Приказ черемухе?
Дети: Приказ черемуху - Цвести.
Воспитатель: Крапиве? А солнцу?
Дети : Выйти из за туч и веселее греть.
Это было замечательное стихотворение Зинаиды Александровой «Весна»
Воспитатель: На следующем занятии мы обязательно выучим это стихотворение наизусть.
Вы заметили, что в стихотворении есть рифма, т.е. окончанием строк являются слова, одинаково звучащие. Попробуем быть поэтами.
Я приготовила для вас карточки, которые помогут вас составить рифму, у вас получится двустишие, т. е вы составите 2 строчки.
Но сначала вам надо разделиться на пары по любому общему признаку.
Воспитатель: Карен, почему ты выбрал Машу? (ответ детей, воспитатель спрашивает несколько пар, дети садятся за столы и работают.)
Воспитатель: Я начинаю. Вот моя карточка. Я придумала. « Под горой течет река по небу плывут облака». Слушаю вас.
( Ответы детей).
Мне очень понравились ваши короткие стихи. Может быть, кто-то из вас будет писать стихи, станет поэтом.
Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. В роли кого вы сегодня себя пробовали? (композиторов, писателей, художников, поэтов)
Подойдите к столу, возьмите по одной карточке и выберете одну из профессий, о которых мы говорили, объясните, почему выбрали именно эту карточку.
Итог: Мне с вами было интересно, понравились ваши ответы и участие в играх. |