Тема: «Игры и игровые упражнения по звуковой культуре речи на занятиях по физической культуре»
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи
Актуальность
С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок.
Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением и просто общением.
Поэтому на занятиях физкультуры помимо развития физических качеств нужно уделять внимание звуковой культуре речи.
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть педагог
Детям необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры.
Приветствие педагога на занятии.
Пальчиковая гимнастика в вводной части занятия.
Речевки, девизы, считалки.
Художественное слово или речевые приемы
Коментирование своих действий во время занятий
Речевые подвижные игры
«Пальчиковая гимнастика»
Существует мнение известного философа Канта, он считал, что Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.
Поэтому уровень звукового развития речи ребенка зависит от того насколько развита у него мелкая маскулатура.
И поэтому на занятиях нужно проводить с детьми пальчиковую гимнастику
Вот одна из них:
Жук, жук, ( сжимать, разжимать кулачки) пожужи (крутим руки вперед)
Где ты прячешься скажи (Ладошка одна вверх, другая поперек)
Жу,жу,жу (крутим руки вперед)
Жу,жу,жу (крутим руки назад)
Я под листиком сижу ( одна рука сверху, как зонтик
«Речевые приемы или художественное слово»
Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «гуси шипят», лошадки идут (цокают), самолеты летят, насосы качают и т. д.
Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют и коментируют. Названия сокращают время, которое тратится на то, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.
Такие речевые приемыспособствуют развитиюречевого аппарата, улучшение звукопроизношения.
«Выполнение основных движений с коментированием»
Дети выполняют основные движения коментируюя свои действия во время занятий:
1. Я беру мяч, я бросаю мяч…..
2. 2 шага вперед, 1 шаг назад….
3. Я иду по канату правым боком….
4. Я бросаю мяч в цель…..
5. Я ползу по скамейке прямо ...и.т.д
Дети берут по мячику и на каждый слог перекладывают его из одной руки в другую проговаривают.
ША-ША-ША, ШИ-ШИ-ШИ, ШУ-ШУ-ШУ, ШО-ШО-ШО .Коментирование позволяет детям повысить словарный запас, улучшается дикция детей, звукопроизношение.
«Считалки, речёвки, девизы.»
Приветствие на занятии, считалки, речевки, девизы – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Все это способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
«Речевые подвижные игры»
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначало рассказывает взрослый, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры это один из методов стимулирования и развития речи дошкольников, они научат детей быть внимательными к своей речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки разовьют выразительность речи.
Игра «Брось-назови!»
Взрослый бросает мяч ребенку и просит
ребенка назвать что то на определенную тему:
Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр
когда тот бросает мяч обратно.
«Рефлексия»
Под спокойною музыку, дети лежа на полу по своему настроению, желанию, характеру фантазируют, представляют и рассказывают, делятся своими ощущениями:
Где они?
С кем они?
Что делают?
Кого видят или хотят увидеть.
Все это повышает словарный запас детей и развивает речь.
Вывод:
В течение занятий по физической культуре дети обогащают свою речь. У детей активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас.
Дети приобретают навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта.
На вдохе руки
поднимаются вверх, на ьдлинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются вниз. |