Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические Разработки » Методические Разработки

Консультация для воспитателей по теме: «Игры и игровые упражнения по звуковой культуре речи  на занятиях по физической культуре»

Тема: «Игры и игровые упражнения по звуковой культуре речи на занятиях по физической культуре»

«Если мы будем учить  сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра»   Джон Дьюи

Актуальность
С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. 
Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением  и просто общением.  
Поэтому на занятиях физкультуры помимо развития физических качеств нужно уделять внимание звуковой культуре речи.
Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть педагог
Детям необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон.

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры.
    Приветствие педагога на занятии.
    Пальчиковая гимнастика в вводной части занятия.
    Речевки, девизы, считалки.
    Художественное слово или речевые приемы
    Коментирование своих действий  во время занятий
    Речевые подвижные игры

«Пальчиковая гимнастика»
Существует мнение известного философа  Канта, он считал, что Рука — это выдвинувшийся вперед  человеческий мозг.
Поэтому уровень звукового развития речи ребенка зависит от того насколько развита у него мелкая маскулатура.
И поэтому на занятиях нужно проводить с детьми пальчиковую гимнастику
Вот одна из них:
Жук, жук,   ( сжимать, разжимать кулачки) пожужи (крутим руки вперед)
Где ты прячешься скажи (Ладошка одна вверх, другая поперек)
Жу,жу,жу (крутим руки вперед)
Жу,жу,жу (крутим руки назад)
Я под листиком сижу ( одна рука сверху, как зонтик

«Речевые приемы или художественное слово»
Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например:    «гуси шипят», лошадки идут (цокают), самолеты летят, насосы качают и т. д. 
Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют и коментируют. Названия сокращают время, которое тратится на то, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.
Такие речевые приемыспособствуют развитиюречевого аппарата,  улучшение звукопроизношения.

«Выполнение основных движений с коментированием»
Дети выполняют  основные движения  коментируюя свои действия во время занятий:
1. Я беру мяч, я  бросаю мяч…..
2.  2 шага вперед, 1 шаг назад….
3. Я  иду по канату правым боком….
4. Я бросаю  мяч в цель…..
5. Я ползу по скамейке  прямо ...и.т.д

Дети берут по мячику и на каждый слог  перекладывают его из одной руки в другую проговаривают.
ША-ША-ША, ШИ-ШИ-ШИ, ШУ-ШУ-ШУ, ШО-ШО-ШО .Коментирование позволяет детям повысить словарный запас, улучшается дикция детей, звукопроизношение.

«Считалки, речёвки, девизы.»
Приветствие на занятии, считалки, речевки, девизы – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Все это способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста. 

Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. 

Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.

«Речевые подвижные игры»
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначало рассказывает взрослый, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры это   один из методов стимулирования и развития речи дошкольников, они научат детей быть внимательными к своей речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки разовьют выразительность речи.

Игра «Брось-назови!»
Взрослый бросает мяч ребенку и просит
ребенка назвать что то на определенную тему: 
Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр
когда тот бросает мяч обратно.

«Рефлексия»
Под спокойною музыку, дети лежа на полу по своему настроению, желанию, характеру фантазируют, представляют  и рассказывают, делятся своими ощущениями:
Где они?
С кем они?
Что делают?
Кого видят или хотят увидеть.
Все это повышает словарный запас детей и развивает речь.

Вывод:
В течение занятий по физической культуре дети обогащают свою речь. У детей активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас.

Дети приобретают навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта.

На вдохе руки
поднимаются вверх, на ьдлинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются вниз.

Категория: Методические Разработки | Добавил: БарабановаОН (10.12.2023) | Автор: Лапшова Александра Александровна
Просмотров: 68

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz