Тема: «Свойства воды»
Цель: Расширять знания о свойствах воды методом опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать умения обобщать результат работы и делать выводы.
- Тренировать умения в работе по схеме для развития логического мышления
- Формировать познавательную активность, интерес к природе.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков: работе в коллективе, в группе, в паре.
- Воспитывать чувство сопереживания, желание оказать помощь товарищу.
Оборудование: проектор, ноутбук, схемы-правила, картинки силуэтные, карточки предметные, лупы, ложечки, стаканчики пластмассовые, салфетки, розетки, камешки, обручи для игры.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент.
(Дети стоят на ковре)
Воспитатель обращается к детям:
- В круг широкий становитесь и друг другу улыбнитесь.
(Раздается посторонний громкий звук)
Воспитатель обращает внимание на летающую тарелку, которая влетела в открытое окно.
( На экране появляется изображение летающей тарелки и инопланетянина) Слайд № 1
Приложение № 1,фото №1
Голос инопланетянина: «Что такое!? Произошло нерегулируемое ускорение! И мой звездолет, куда-то прилетел? Что за новая планета!?»
Воспитатель: Здравствуй, уважаемый инопланетянин. Прилетел ты на нашу планету. Ребята, как она называется? Ответы детей.
(Слайд № 2: изображение планеты «Земли») Приложение №2(фото).
Инопланетянин: Какая красивая разноцветная Ваша планета!
Воспитатель: Да, наша планета-это наш дом родной. Здесь много полей, лесов, озер, морей и рек. На Земле много воды, поэтому она очень красива. Дети рассказывают о своей планете.
Мотивация:
Инопланетянин: А что такое вода? Для чего она нужна?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята вы правильно рассказали о том для чего нам нужна вода.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Вода в разное время года».
Поиграем и расскажем инопланетянину, в каком состоянии бывает вода в разные времена года.(ответы детей)
(Приложение № 3)
Инопланетянин: Очень интересно! А какими свойствами она обладает? Я хочу больше узнать о воде.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а на Вашей планете есть вода?
Инопланетянин: На моей планете очень холодно, -100°. Там нет растений и нет воды.
Воспитатель: Мы с ребятами приглашаем тебя в исследовательскую лабораторию к профессору Иван Ивановичу Пробиркину. Там ты более подробно узнаешь о воде, и о её свойствах.
Дети с воспитателем повторяют правила поведения в лаборатории. Дети заходят в лабораторию и одевают халаты. Приложение№4 (схемы)
Воспитатель встречает детей в образе профессора. На столах оборудование для опытов.
"Профессор": Здравствуйте, уважаемые сотрудники. Сегодня мы с Вами будем проводить опыты с водой.
Дети стоят около стола профессора
Нам нужно выяснить имеет ли цвет вода? Ваши предположения, ребята. (Дети отвечают). Давайте проверим.
Опыт№1: Перед Вами стоит два стакана, в одном молоко, а в другом вода. Опустите в стакан с молоком камешек.(дети выполняют задание), что произошло? Камешек спряталась в молоке, его не видно. Опустите в стакан с водой камешек, а здесь его видно. Какой вывод из этого можно сделать?( ответы детей). Правильно, вода не имеет цвета она прозрачная, а молоко белого цвета. Приложение№5 (фото)
Необходимо проверить, имеет ли форму вода? (Ответы детей)
Опыт №2: На столе у профессора вода в кувшине. Какую форму сейчас имеет вода?(ответы детей). Правильно, ребята она имеет форму кувшина. Профессор переливает воду в банку. А теперь какую форму имеет вода? (ответы детей). Правильно теперь вода имеет форму банки. Дети из стакана переливают воду в маленькие стаканчики. Изменилась ли форма воды? Какой вывод из этого следует? (высказывания детей). Правильно ребята из этого следует такой вывод, что вода не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Приложение № 6 (фото)
Зрительная гимнастика: «Найди звезду».
Воспитатель дает задание найти большую красную звезду. (Звезды расположены на стенах группы. Дети находят глазами звезду) Найдите большую желтую звезду, а теперь найдите маленькую звезду зеленого цвета. Приложение №7
Опыт№3: А теперь, подойдите к другому столу, на нем стоят розетки со снегом. Ребята возьмите лупу и рассмотрите снег. Что вы видите? (Ответы детей ).Правильно ребята снег состоит из множества мелких кристалликов. Нужно выяснить, что произойдет со снегом в теплом помещении? Как вы думаете, ребята? В розетках растаял снег и превратился в воду. Что вы увидели?( ответы детей).
Правильно ребята, снег растаял и превратился в воду. Можно ли ее употреблять в пищу? Эту воду пить нельзя, но её можно использовать для полива растений. Профессор предлагает детям сделать вывод и запомнить, о том, что снег это вода в кристаллах.
Приложение №8
Вы, наверное, устали?
Настало время отдохнуть,
Предлагаю вам усталость
Физминуткою убрать.
Потрудились, отдохнем, ( выполнять движения
Встанем , глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед, в соответствии со словами текста)
Вправо влево поворот.
Три наклона прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили
Профессор предлагает детям занять свои места и продолжить исследовательскую работу.
Опыт №4: На столе стаканы с водой, на розетках цветные льдинки. Необходимо выяснить, где быстрее растает лед: в стакане с водой или на розетке.(Предположения детей)
Дети опускают лед в воду и наблюдают, засекая время по песочным часам.(ответы детей) Правильно ребята в воде лед растаял быстрее, почему? (ответы детей) .(приложение № 9, фото).
Профессор: Сегодня закончили мы свою исследовательскую работу. Все дети были внимательны, активны, выполняли работу, помогая друг другу. Поэтому со всеми заданиями мы справились.
Рефлексия:
Профессор: из нашей лаборатории можно выйти через три двери, на каждой из них силуэты предметов: стакан, кувшин, снеговик.
(приложение фото8).
Вспомните нашу работу в лаборатории и объясните связь предметов с нашими опытами.
Дети объясняют, что мы рассматривали стакан с водой и проводили опыт и пришли к выводу, что вода не ни имеет цвета, она прозрачная.
Первая дверь открылась.(приложение №10)
На второй двери силуэт кувшина, как вы думаете, что означает этот силуэт? (ответы детей)Правильно Андрюша, этот символ говорит о том что вода это жидкость и она не имеет форму, но принимает форму сосуда в котором она находится.
Вторая дверь открылась.(приложение №11)
На третьей двери символ снеговика. А что же обозначает этот силуэт?(ответы детей)
Правильно Ваня, снеговик сделан из снега. Вовремя опыта, мы рассматривали через лупу снег, и видели, как мелкие кристаллики таяли и превращались в воду. Молодцы дети вы были очень внимательными, старательными все запомнили.
Третья дверь открылась.(приложение №12)
Инопланетянин: Вот теперь я понял, что такое вода, какие она имеет свойства.
Профессор благодарит за проведенную работу и предлагает поиграть в игру « Цветные льдинки». Дети получают конверт с различными по форме и цвету «льдинками». Составляют узор из «льдинок» для жителей далекой планеты .(Приложение№13)
Дети дарят узоры инопланетянину, он их благодарит за всё, и возвращается на свою планету.
Воспитатель: На нашей планете Воды много, но ее все равно нужно беречь. |