Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические Разработки » Методические Разработки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области Познание (исследовательская деятельность)

Тема: «Неизведанное рядом»

Цель: Развивать у детей интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Продолжать учить детей наблюдать и делать свои выводы, умозаключения;

2. Развивать у детей память, внимание;

3. Продолжать развивать речь детей, излагать свои мысли последовательно;

4. Воспитывать у детей желание выполнять задание совместно с другими детьми.

Словарная работа: влажный, сыпучий, растворяется, осадок.

Индивидуальная работа: Продолжать учить Катю Р. выражать свои мысли последовательно.

Предварительная работа: Рассматривание оборудования для проведения опытов, беседы с детьми о правилах поведения при проведении опытов, подготовка оборудования для занятия.

Оборудование: карточки, стаканы с водой, кувшин, розетки для песка, глины, стеки, подставки, салфетки, горшки для растений.

Ход занятия:

На двери группы – надпись «Исследовательская лаборатория». Воспитатель говорит, что здесь находится исследовательская лаборатория.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Ребята, а вы хотели бы побывать в такой лаборатории и поработать в ней как настоящие ученые? Тогда я вас приглашаю в самую настоящую лабораторию. Проходите и занимайте места.

Воспитатель надевает белых халат, очки, колпак на голову: Я буду руководителем в лаборатории, а вы – мои помощники. Ребята, в лаборатории необходимо строго соблюдать следующие правила:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №3. Содержимое розеток не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.

Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке. А вот еще одна загадка, послушайте:

Если встретишь  на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

Конечно, ребята, это глина. Сегодня мы будем проводить опыты с песком и глиной. Ребята, на столах у вас находятся розетки с песком и глиной. Давайте с вами рассмотрим внимательно песок. Из чего он состоит? Правильно, он состоит из песчинок. Давайте с вами внимательно рассмотрим, с помощью лупы песчинки. Что можно сказать о форме песчинок? Правильно, ребята, песчинки разной формы. А что можно сказать о величине песчинок? Что можно еще сказать о песке? Да, конечно, песчинки имеют желтоватый или коричневый цвет, а некоторые совсем прозрачные. А теперь мы с вами рассмотрим глину. Она находится в другой розетке. Дети под лупой рассматривают глину. Что можно сказать про глину? Правильно, ребята, она состоит из мелких частичек как пыль. Она имеет серый цвет и почти не ощутимый запах пыли. Теперь мы возьмем ложечку и проверим, сыпется сухой песок или нет? Сухой песок легко сыпется и не остается ни одной песчинки на ложке. А теперь мы проверим, будет ли сыпаться глина?

Воспитатель и дети выполняют задание.

И что мы видим? Оказывается на ложке остались частица глины. Глина не сыпется как песок, ее частицы прилипают и остаются на ложке.

Воспитатель выставляет карточку «Веселые песчинки»: У песка песчинки отдельно друг от друга, они как бы не держаться за руки и поэтому они не прилипают друг к другу.

Воспитатель выставляет другую карточку «Дружные пылинки»: Это частицы глины, они плотно прилегают друг к другу, как будто держаться за руки. А сейчас, ребята, мы проведем еще один опыт. Перед вами стоят две розетки: одна с песком, другая с глиной. Аккуратно нальем ложечкой воды в розетку с песком. Потрогаем песок палочкой. Каким он стал? Правильно, ребята, песок стал влажным, мокрым. А куда же исчезла вода? Конечно, ребята, вода «забралась» в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок палочка легче входит: в сухой или в мокрый? Конечно, в сухой песок палочка легче входит, чем в мокрый. Потому что песчинки не держатся друг за друга, палочка расталкивает песчинки и поэтому её легко воткнуть в сухой песок. Теперь нальем воды в розетку с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Конечно, ребята, в глину впитывается вода медленней, чем в песок, часть воды остается сверху, на глине. А теперь проверим, как палочка входит в мокрую глину.

Воспитатель и дети проводят эксперимент: Какой сделаем вывод? Правильно, ребята, во влажную глину легче воткнуть палочку, чем в сухую. А сейчас, ребята, мы сделаем гимнастику для глаз, чтобы ваши глаза отдохнули.

1 упр. Глаза крепко сжать, а затем разжать, открыть (4-5 раз).

2 упр. Не поворачивая головы, глазами посмотреть направо, налево, вверх, вниз (2-3 раза).

3 упр. Закрыть глаза и несколько секунд спокойно посидеть с закрытыми глазами.

Воспитатель: А теперь, ребята, приступим к следующему опыту: нам нужно  выяснить, хорошо ли пропускает воду песок и глину.

Воспитатель выставляет на стол две банки, в них опущены воронки:В красную воронку насыпаем песок, а в синюю – глину. А теперь нальем в воронки воды и понаблюдаем, что же будет? Правильно, ребята, вода через песок прошла быстро, а глина плохо пропускает воду. Как мы знаем, что песок сыпучее вещество, а глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду, поэтому, где люди её используют? Правильно, ребята, глину используют для изготовления игрушек, посуды, обмазывают глиной жильё, чтобы было тепло. Теперь сделаем вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина очень плохо пропускает воду. А теперь, ребята, немного с вами отдохнем.

Физ. минутка

Мы ногами «топ-топ»,

Мы руками «хлоп-хлоп»,

Мы глазами «миг-миг»,

Мы плечами «чик-чик».

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два –

Заниматься нам пора. (Соответствующие движения)

Воспитатель: Давайте продолжим наши исследования. Нам необходимо узнать, растворяется ли песок, глина в воде так же, как сахарный песок? 

Воспитатель ставит на стол три стакана с водой. В первый стакан сыпет ложку сахара, в другой стакан – песок, а в третий – ложку сухой глины. Затем размешивает сахар в стакане – сахаринки растворились в воде, затем проверим, как ведет себя песок в воде. Тщательно перемешиваем ложной. Песок не растворяется, он просто осел на дно стакана, а в стакане с глиной вода стала очень мутной. 

Как вы думаете, ребята, глина растворилась или нет? Чтобы узнать точно, мы поставим стаканы на окно и через некоторое время проверим, что же будет? Отставляет стаканы в сторону. Раздается стук в дверь. Почтальон принес посылку. Ребята, от кого же эта посылка?

Воспитатель показывает посылку и читает, от кого посылка, потом открывает ее и достает оттуда письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята», - пишет огородник И. И. Репкин. Воспитатель зачитывает полностью письмо. Репкин обращается за помощью: «Ребята, помогите выяснить, в какой почве растение будет расти и развиваться лучше – в почве или в песке?» Ребята, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает провести эксперимент: посадить одно растение (с корешками) в горшок с песком, а другое точно такое же растение – в горшок с почвой и понаблюдать за их развитием: Свои наблюдения о росте и развитии растения мы будем записывать, и делать зарисовки в журнале. Воспитатель ставит горшки на подоконник, поливает растения, наклеивает табличку с датой посадки. Ребята, сегодня мы с вами занимались в лаборатории. Какое оборудование мы использовали для проведения опытов? На столе у меня имеются карточки, среди них нужно выбрать те предметы, которые мы использовали во время опытов.

Выходит ребенок, выставляет на доску карточки и объясняет, где были использованы эти предметы.

О чем интересном мы узнали во время проведения опытов?

Ответы детей.

Затем воспитатель обращает внимание на посылку: - Что-то в ней еще лежит. Давайте посмотрим? Иван Иванович Репкин приготовил для вас угощение. Все ребята, хорошо проводили опыты, делали выводы, соблюдали правила поведения в лаборатории.

Категория: Методические Разработки | Добавил: ТОПОЛЁК (06.04.2014) | Автор: Коростелева Наталья Сергеевна
Просмотров: 889

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz