Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические Разработки » Методические Разработки

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучение грамоте в подготовительной к школе группе по теме «Добро или зло»

Тема: «Добро или зло»

Цель: обобщить знания детей по обучению грамоте.

Задачи:

  • продолжать учить детей делить слова на слоги, составлять из слогов слова,  определять количество слогов в слове,
  • учить слоговому анализу слов,
  • уточнять знания детей о том, что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу, учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов;
  • формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться, формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость;
  • развивать умение решать моральные диллемы путем выбора в пользу другого.

Оборудование: экран для мультимедийной призентации, проектор, ноутбук.

Демонстрационный материал: мультимедийные презентация с картинками по теме, карточки-картинки к сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Морозко», «Золушка», «Мешок яблок», карточки со слогами,

Раздаточный материал: короткие и длинные полоски.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Активная

деятельность детей

Организационный момент

Дети вместе с учителем-логопедом садятся в круг на подушки.

Учитель-логопед: Ребята, моя любовь к сказкам появилась в детстве, и у меня есть любимая сказка «Три орешка для золушки». Уверена, что у каждого из вас тоже есть своя любимая сказка. Назовите ее. Беру нашу волшебную палочку, напоминаю вам, у кого палочка, тот и говорит.

Игра «Волшебная палочка»

Дети передают палочку друг другу по кругу и называют любимые сказки.

Эмоциональный настрой, включение участников в общий процесс.

Развитие речевого этикета: каждый высказывается в свою очередь и внимательно слушает собеседника.

 

Мотивационно-ориентировочный этап

Учитель-логопед: Ребята, обратите внимание на экран, завязался спор двух сказочных героев.

Мультимедийная презентация: спорят медведь и заяц. Медведь говорит, что во всех сказках побеждает зло: «Я сильный и всех победил, сломал теремок, никто там больше не живет, и тебя, заяц, лиса выгнала из избушки». Заяц же утверждает, что добро всегда побеждает: «Мне помог кот, он прогнал лису».

Учитель-логопед: Ребята, а вы как считаете, добро или зло чаще побеждает в сказках? приведите пример (предположения детей). У нас есть возможность это проверить, мы отправимся с вами в путешествие по сказкам и поищем там ответ, да и разрешим спор наших гостей. Но сначала, давайте вспомним наши правила. Дети  называют правила совместной деятельности: никого не обижать, никого не оскорблять, говорить по одному, если хочешь высказаться – подними руку.

Включение в задачу поискового характера: что чаще побеждает в сказках, добро или зло?

 

 

 

Актуализация имеющихся представлений для открытия нового.

Условие равных стартовых

возможностей для всех участников.

Поисковый, практический этап

Учитель-логопед обращает внимание детей на развилку дорог, где указателем представлено 5 направлений.

Учитель-логопед: Интересно, в какую сказку нас приведет каждый указатель? На каждом указателе, посмотрите, конверт. Кто хочет выбрать, куда пойдем сначала? Открой конверт. Что здесь, ребята? (слоги) Что с ними делать? Непонятно. (предположения детей) Учитель-логопед  предлагает разобрать каждый слог

– Ребята, что здесь написано?

– Что это такое?

– Есть ли смысл в слоге «зо»?

Аналогично разбираются слоги «луш», «ка».

– Ребята, а если мы соединим эти слоги вместе. Что получится?

 Действительно, если их сложить, получится слово «Золушка». Слова делятся на части, как на дольки апельсин. Эта долька и называется слогом.

Посмотрите на экран, мы в сказке «Золушка». Здесь еще слоги, какое слово может получится? (мачеха, кучер, тыква….)

Скажите, что помогает нам узнать, сколько в слове слогов?

Дети. Надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям, или проговорить слово, положив руку под подбородок,  сколько раз откроется рот, столько и слогов.

Учитель-логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:  мачеха, кучер, тыква, принц, туфелька, бал, фея. От детей надо требовать полных ответов, например: «В слове «кучер» два слога».

Учитель-логопед: Кто помнит сказку и ответит на вопрос: добро или зло победило, почему так думаете? Трудолюбие и добрые поступки золушки были вознаграждены, а зло мачехи наказано.

Учитель-логопед: Следующий указатель и второй конверт, кто хочет выбрать, ребята? (в конверте короткие и длинные полоски)

Здесь только это, что бы это могло означать?

(предположения детей)

Учитель-логопед: Вы научились делить слова на слоги, а теперь мы научимся работать со схемами слов. У каждого из вас есть набор полосок. Длинная полоска обозначает слово, а короткая – часть слова – слог.

Учитель-логопед: вывешивает картинку с изображением карлика. Один ребенок работает у доски, остальные работают  на месте.

Учитель-логопед: Сколько слогов в слове «яблоки»?

Дети: В слове «яблоки» 3 слога.

Учитель-логопед: Сколько коротких полосок надо положить?

Дети: Надо выложить 3 коротких полоски.

Аналогично работа проводится с другим словом -  мешок.

Учитель-логопед: Кто догадался, в какую сказку мы попали? «Мешок яблок». Какие добрые поступки совершены в сказке. Заяц все яблоки раздал, а своей семье, голодным зайчатам принес пустой мешок. Чем же закончилась сказка?

(Заяц набрал в лесу много яблок. Его дома ждали голодные зайчата и зайчиха. Но так случилось, что по дороге домой Заяц все яблоки раздал. То медведя угостил, бельчат, ежика, козу и крота. Звери решили отблагодарить зайца и принесли к нему домой много еды: меда, морковки, грибы, орехи, овощи)

- Какой вывод можно сделать?

 

 

Первая игровая ситуация в поисках решения поставленной задачи.

 

Активизация мыслительной деятельности.

Составление слов из слогов.

 

 

 

 

 

 

 

Деление слов на слоги.

 

 

 

 

 

Формулировка вывода первой игровой ситуации.

 

Вторая игровая ситуация в поисках решения поставленной задачи.

Выдвижение идей способов действий.

Новые знания детям:

слоговой анализ и синтез слов

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная деятельность.

 

 

 

 

Формулировка вывода второй игровой ситуации.

 

 

Физкультминутка - игра «Заводные человечки»

Учитель-логопед: Следующий указатель и новый конверт открою я. Что здесь? Наши любимые «Заводные человечки». Они напоминает нам, что нужно немного подвигаться, размяться. Разделитесь на пары по любому общему признаку.

На слайдах будут появляться заводные человечки, делающие зарядку. Постарайтесь в парах точно повторить за ними все движения.

Двигательная активность

 

Учитель-логопед: Ребята, у нас осталось еще два направления, и два конверта. По желанию один из детей открывает конверт, в котором находится схема предложения. Как вы думаете, какое задание нас ждет дальше? (будем составлять предложения). Перед вами три мольберта с карточками. Заданий много, а времени у нас мало, Разделимся на подгруппы. Делиться будем по количеству слогов в ваших фамилиях. Ребята, фамилии которых состоят из двух слогов, подойдите к первому мольберту, три слога – ко второму, четыре слога – к третьему.

Может получиться так, что в подгруппах будет неравное количество детей.

Учитель-логопед: Как вы думаете, все ли группы находятся в равных условиях для выполнения задания? Почему? Как можно поступить в этой ситуации? Этот прием важен, с одной стороны, для того, чтобы дети не стеснялись просить помощи, с другой - замечали тех, кому нужна помощь и научились предлагать её.

Итак, ребята, задание такое: на каждом мольберте карточки-картинки. По ним нужно догадаться из какой они сказки и составить предложения о том, какие добрые поступки совершает главный герой сказки и какие злые поступки совершаются в сказке.

«Гуси-лебеди»: Баба Яга ворует детей. Девочка помогла печке. Девочка помогла речке. Девочка помогла яблоне. Девочка помогла братцу.

«Морозко»:  Настенька трудится в доме у Морозко. Морозко помогает Настеньке. Злая мачеха заставила старика увезти Настеньку в лес.

«Царевна-лягушка»: Кощей превращает девушку в лягушку. Иван-царевич помогает животным.

Учитель-логопед помогает детям подвести итоги: Иван-царевич идет спасать свою жену. Ему помогают в этом добрые поступки. Сестрица выручает своего братца, в этом помогают ей ее добрые поступки. В сказке «Морозко» труд и доброе отношение Настеньки вознаграждены,  Зло мачехи и ее дочери получает по заслугам.

5. Учитель-логопед: У нас остался один конверт, а значит еще одно задание. Здесь три символа, они обозначают слова. Как вы думаете, какие?  (предположения детей: веселый смайлик – добро, грустный смайлик – зло, рука, показывающая силу – слово действие  - побеждает).

Пройдите за столы, ребята. У вас у каждого есть эти три карточки-символы, обозначающие слова «добро», «зло», «побеждает».

- Что такое предложение? Составьте предложение, которое будет отображать ответ на наш главный вопрос занятия: что чаще побеждает в сказках, добро или зло?

- Меняется ли смысл предложения от места слов?

Вы все составили предложение «Добро побеждает зло». Давайте попробуем переставить слова, что получится?

Правильно, каждое слово в предложении должно стоять на своем месте, слова должны быть связаны по смыслу.

Третья игровая ситуация.

 

 

 

 

Деление слов на слоги

 

 

 

 

Выбор участника для совместной деятельности, сотрудничество в подгруппе.

 

 

 

 

 

 

Активизация мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

Установление причинно-следственных связей.

 

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель-логопед: Ребята, в нашем путешествии было много сказок, интересных заданий. Что мы можем сказать нашим гостям, что в сказках главное, добро или зло, что чаще всего побеждает? (полные ответы детей)

Учитель-логопед: Основной идеей любой сказки является торжество справедливости, торжество добра, а основной мыслью является то, что любой добрый поступок будет вознагражден, а плохой наказан.

Упражнение «Аплодисменты»

Мне было очень интересно с вами сегодня, вы все были активны, но особенно мне хочется отметить _____ за_______Я хочу похлопать тебе______А тебе _______за__________.

Даша а ты хочешь кому-нибудь похлопать сегодня? За что?

Анализ поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

Эмоциональная рефлексия.

Анализ активности детей.

 

Категория: Методические Разработки | Добавил: ТОПОЛЁК (03.12.2023) | Автор: Куликова Антонина Максимовна
Просмотров: 88

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz