Тема: «Какие буквы главные?»
Приоритетная образовательная область: Коммуникация
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель и задачи: Закрепление знания букв алфавита, закреплять знания детей о гласных и согласных буквах алфавита; закреплять умения составлять слова на заданную букву; совершенствовать умение выделять первый и последний звук в слове; тренировать умение прописывать буквы на листе бумаги в клетку; развивать умение читать слова, добавляя пропущенную букву.
Демонстрационный материал. Мяч, панно «Дерево», изображения грибов с прописанными гласными и согласными буквами, изображение листьев с буквами для составления слов.
Раздаточный материал. Лист бумаги с заданием для письма, карандаши, карточки со словами с пропущенными буквами, буквы алфавита.
Ход НОД:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В нашей группе мы все дружим, а вот я знаю одну лесную школу, где учатся лесные обитатели. Лесные звери изучают азбуку. В азбуке все буквы поссорились, думают, что каждая из них главная. Давайте в этом разберёмся.
1 задание (стоя в кругу на ковре):
- повторить буквы в алфавите (произнесение вслух букв, опираясь на наглядный материал-таблицу)
- для чего нужны буквы?
- чем отличаются звуки от букв?
2 задание (передвижения на ковре с приседанием и наклонами):
На лесной поляне «выросли» грибы. Вот корзины – собираем грибы (только те, на которых изображены буквы)
- сосчитать, у кого сколько.
- почему буквы разного цвета?
- сосчитаем по цвету.
- что означает синий цвет?
- что означает красный цвет?
- разложить грибы в 2 корзинки- гласные и согласные.
- сосчитаем все грибы (33).
Вот мы и собрали весь алфавит вместе.
Гимнастика для глаз:
Глазки у ребят устали
Посмотрите все в окно
Ах, как солнце высоко
Мы глаза сейчас закроем
В группе радугу построим
Вверх по радуге пойдём
Вправо. Влево повернём
А потом скатимся вниз
Жмурься сильно, но держись.
3задание (дети стоят вокруг стола-девочки и мальчики, 2 группы):
На столах лежат таблицы с изображением деревьев. Для девочек дерево с буквой «Д». Для мальчиков дерево с буквой «М». Пришла весна и на деревьях распускаются из почек листья. На каждом листочке напечатана буква. Необходимо составить слова с заданной начальной буквой. Составление слов.
Вывесить таблицы на доску и проверить задания друг у друга, девочки у мальчиков и наоборот.
4 задание (дети рассаживаются на ковре):
Воспитатель обходит вокруг детей и на кого положит ладошку на плечо , тот называет своё имя и выделяет 1 и последний звук в имени.
ФИЗМИНУТКА
Бабушка Ненила по воду ходила
Полны вёдра набрала
И домой их принесла
Детям кашу наварила
Всё посуду перемыла
Пол в избе подмела
И присела у окна
Было время потрудиться
А теперь пора повеселиться.
5 задание (дети сидят за столами):
У каждого ребёнка карточка со словом в котором пропущена буква. Необходимо вписать недостающую букву и прочитать слово.
- м..олоко (о)
- но..(с)
- хл..б (е)
- до..(м)
- к..пуста (а)
- зап..х(а)
- л..то (о)(е)
- су..(п)
- ст..л (о,е)
- с..н(о)
- м..шина (а)
- м..рковь(о)
- р..чка (е,у)
- лу..(к,г)
- мо..(х)
- ме..(х)
- со..(к,н,р)
- п..сок(е)
- пу..(х)
- со..(к)
Вот видите все буквы очень важны, без них не будет слов. Мы не сможем передавать свои мысли и писать письма друг другу, читать книги.
Пальчиковая гимнастика. «Кулачёк, ладошка, рёбрышко».
6 задание (продолжаем сидеть за столами):
У каждого ребёнка лист бумаги с заданием: прописать ту букву, которая указана в задании, придумать любое слово на эту букву.
7 задание (стоя у таблицы):
А для того, чтобы буквы не ссорились, мы их вернём на место, каждому своё. (Взять букву из корзины и прикрепить на алфавит на таблице, проговаривая каждую букву). |