Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические Разработки » Методические Разработки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе

Тема: "История русского костюма"      

Цель: Познакомить детей с историей русского национального   костюма, с особенностями его внешнего вида, назначением  и применением в жизни.                                                                     

Задачи:

•  Развивать познавательный интерес к истории русского народа.    

•  Способствовать развитию речи  при  составлении описательного рассказа о костюме.                                                   

• Формировать представление об особенностях женского и мужского костюма.

• Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Социализация", "Музыка", "Здоровье", "Физическая культура",

Материалы: Куклы в национальных костюмах (женский и мужской), иллюстрации одежды.

Содержание непосредственной образовательной области.

Воспитатель: Посмотрите, к нам гости пожаловали ребята. (Вносит кукол, мальчика и девочку в русских костюмах, говорит от их имени)     

Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!                                    

Воспитатель: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты по-особенному. Откуда вы пришли, гости дорогие? 

Куклы: Мы пришли к вам из прошлого, из древней Руси.                           

Воспитатель: Ребята, когда-то, страна наша называлась Русью. От этого и произошло её сегодняшнее название - Россия. Похожие эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин - сударь (показ иллюстраций)                                                                              

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.             

Дети: Как вас звать государыня и сударь?                                                 

Куклы: Меня зовут Марьюшка - свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.  

Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?           

Дети: Красивые, ласковые, нежные, добрые.                                                     

Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.     

Воспитатель: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси.

Рассказ воспитателя.

Давным-давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старые времена человек  одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело не было. Говорить он должен был важно и смотреть повелительным взором (показ иллюстрации -человек в русской национальной одежде.)                                                   

Воспитатель: Попробуйте изобразить такого человека.                                

Игровое упражнение "Изобрази" (Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотрят по сторонам.)  

Воспитатель: Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка. (Ответы детей.) Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан (показ иллюстрации). Для тепла поверх сарафана надевали душегрею (показ иллюстрации). Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. А какие головные уборы носили сударыни? Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин(показ). Девушки могли носить волосы распущенными и косу. Женщины свои волосы должны были прятать.  Итак, женская одежда-это( продолжите фразу).                    

Дети: Душегрейка, кокошник, сорочка, сарафан.                              

Физкультминутка: "Будем прыгать и скакать!"                      

Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)                                                 

Наклонился правый бок (Наклон туловища вправо.) Раз, два, три    

Наклонился левый бок (Наклон туловища влево.) Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)                                                                             

И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку (Присели на пол.)                                                                          

Разомнём мы ножки. Согнём правую ножку (Сгибаем ноги в коленях.)                                            

Раз. два, три. Согнём левую ножку,                                                                                               

Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)                                                                        

Немного подержали. Головою покачали

И все дружно вместе встали (Движения головой.)                                                                               

Воспитатель: Во что одет Иванушка? (ответы детей ).                                

Вопитатель: Основными частями мужской одежды были рубаха и порты (показ).Рубаху делали длинной и подпоясывались так, чтобы больше  выделялся живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов одевали верхнюю одежду. Например, кафтан (показ иллюстрации) их носили и бедные и богатые. Рукава делали очень длинные, гораздо длиннее рук. Мужской головной убор того времени - колпак, это высокая обшитая по краям мехом.

Воспитатель: Зимой носили шубы (показ) Кто победнее, шили из овчины, медведя. У богатых были из песца, лисицы, белки. В какой сказке старик, вез своей бабе лису на воротник?                          

Дети: "Лиса и волк".                                                                                   

Динамическая пауза:

"Наши глазки отдыхают." Наши глазки отдыхают,                                                                                             

Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами.)                                               

А теперь мы их откроем,                                                                                                

Через речку мост построим (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву О,  Получается легко. (Глазами рисуют букву О.)                                                                      

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернём, (Движения глаз в соответствии с текстом.)

Заниматься вновь начнём. (Дети садятся на места.)

Воспитатель: Показывает вышивку, которая называется орнаментом (показ).                                                                                                     Знак солнце (добро).                                                                                         

Воспитатель: Потому и сам знак обозначает плодородие.  Это знак воды, похож на волны, ручей. Каждый цвет в одежде обозначает что-то своё. Красный - благополучие. Жёлтый - тепло и ласку. Синий - радость.  Чёрный - богатство. Ребята,  посмотрите на гостей, в чём одеты, какая вышивка. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали,  передавали по наследству.                

Пальчиковая гимнастика: "Кто живёт в моей квартире?"        

Раз, два, три, четыре (Хлопки в ладоши.)                                                                   

Кто живёт в моей квартире?(Пожимают плечами.)                             

Раз, два, три, четыре (Хлопки в ладоши.)                                                                   

Всех могу пересчитать (Руки в стороны.)                                

Папа, мама, брат, сестрёнка (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Мой щегол, сверчок и я:                                                                                                 

Вот и вся моя семья! (Сжимают и разжимают кулачки.)                                                                                                            

Продуктивная деятельность.                                                                          

Молодцы ребята! Вот мы и узнали, во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось. Ребята, что нового узнали?  Что понравилось?    

Категория: Методические Разработки | Добавил: ТОПОЛЁК (07.04.2014) | Автор: Белова Галина Петровна
Просмотров: 1035

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz