Тема: «Ознакомление с металлом»
Цель: Познакомить детей с металлом и его качествами (твёрдый, звонкий, холодный, гладкий, водонепроницаемый, имеет блеск, ковкий).
Задачи:
1. Упражнять детей в умении отличать металлическую вещь от других предметов.
2. Продолжать учить классифицировать предметы по материалам, из которых они сделаны.
3. Развивать связанную речь, логическое мышление.
Словарная работа: металл, металлический, тяжёлый, водонепроницаемый, ржавеет, холодный, твёрдый.
Оборудование: Предметы из металла, дерева, стекла, кукла «Незнайка».
Ход занятия.
1 часть.
Незнайка приносит сумку с разными металлическими предметами. Металлические предметы окружают нас повсюду - железные гвозди, медный таз для варенья, алюминиевая ложка.
Все эти предметы сделаны из металла. Металлы бывают разные, но у них есть общие качества: твёрдые, имеют металлический блеск, есть и жидкие металлы, например,ртуть– которую используют в градусниках для измерения температуры, бывают и такие, что не тонут в воде, бывают очень тяжёлые; золото мягкий жёлтый металл, не тускнет, не теряет блеск; самые распространенные: алюминий и железо.
Металлические предметы выпускают на специальных заводах и фабриках. С заводов металлические предметы развозят на специальные склады, в магазины.
А как на заводе появляется металл?
Об этом нам расскажет человек по профессии - «Геолог»
Чтобы стать геологом нужно много учиться, быть сильным, здоровым, ведь им приходится очень много ходить, жить в палатках...В глубинах земли есть нефть, уголь, руды металлов. А геологи изучают, где это находится. Находить земные богатства геологам помогают сложные приборы. Затем Геолог отмечает на карте, где он находит нужное сырьё специальным знаком. А потом специальные машины добывают то, что указал геолог.
Но в земле находят не чистый металл, а металлическую руду. Руду доставляют на металлургический завод. Об этом нам расскажет человек по профессии «Металлург». На металлургических заводах в специальных печах из руды выплавляют железа. Эти печи называются «доменные» или просто «домна». В древние времена домны были похожи на небольшие башни, сделанные из глины, современные домны это гигантские сооружения в 30 этажей сделанные из стали и огнеупорного кирпича.
В древности после плавки нужно было ждать, пока остынет печь, затем её разбивали, чтобы достать железо. Но и это ещё не всё, железо было слишком хрупким - чтобы придать железу прочность с ним работали кузнецы: они раскаляли железо в горне и сильно били по железу тяжёлым молотком, потом железо можно было использовать для изготовления оружия и других предметов.
В наше время не нужно ждать, когда остынет домна и разбивать её, в домнах есть специальные отверстия, откуда выливается раскалённое железо, оно застывает и становится твёрдым.
А в кузнечных цехах тяжёлую работу кузнеца выполняют специальные станки. А потом из полученного металла делают необходимые предметы.
2 часть.
1. Рассматривание металлических предметов, выделение свойств металла, характерные признаки.
2. Проведение опытов с металлом:
- Тонет в воде
- Притягивает магнит
- Ржавеет под действием воды (поместить в воду заранее за 2 дня).
- Игра на музыкальном треугольнике, металлофоне, колокольчике.
3. Сравнение металлического предмета с деревянным и стеклянным.
4. Д/упр. «Что делают из металла?»
5. Физкультурная минутка.
6. Д/и. «Не ошибись»
- железо – железный;
- медь – медный;
- олово – оловянный;
- золото – золотой;
- серебро – серебряный;
- алюминий – алюминиевый;
- цинк – цинковый
7. Итог занятия подводится от имени сказочного персонажа «Незнайки». |