Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка » Консультации и методические разработки

Тема: «Рефлексия в образовательном процессе»

Тема: «Рефлексия в образовательном процессе»

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
- “Всё в твоих руках”.

А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.

Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. 
В словарях приводится следующие толкования.

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Термин ввёл классик Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью»
 Цель: проверить усвоение материала, провести анализ с выявлением причин, приведших к данной ситуации, результату. 

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась ли образовательная деятельность, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия  – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности. 

Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

При традиционной системе обучения, когда воспитатель излагает готовые знания, а воспитанники пассивно их усваивают вопрос о рефлексии обычно не стоит. Принцип сознательности и активность один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен в познавательной деятельности, если осознает цель обучения, её необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

Не зря мы сказали - все в наших руках.
Пока мы задаём себе вопросы, значит мы развиваемся. Как только воспитатель начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только детей, но и педагога.
Закончить свое выступление я хочу словами классика  А.де Сент-Экзюпери
  «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Категория: Консультации и методические разработки | Добавил: БарабановаОН (26.05.2018) | Автор: Игнатьева Евгения Васильевна
Просмотров: 500

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz