к поступлению в первый класс»
Заведующий Куликова А.С.
Не
за горами начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути
ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Что
же такое «Готовность к обучению в школе?».
Обычно
имеется в виду такой уровень физического, психического и социального развития
ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба
для его здоровья.
Для
того чтобы дошкольный возраст завершился появлением необходимых психологических
новообразований, которые бы говорили о том, что ребенок готов перейти на следующий этап -
младший школьный возраст, дети на
протяжении всего дошкольного периода развития имели возможность в нашем
дошкольном учреждении заниматься преимущественно ведущей для данного возраста
деятельностью, а именно игровой, а также другими видами традиционныхдетских занятий:
познавательно-исследовательской, продуктивной деятельностью (включая трудовую), чтением художественной
литературы, полноценным общением с взрослыми, сверстниками, природой.
Игра
является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поскольку именно в ней у
дошкольника развиваются психические процессы (мышление, память, внимание и др.)
и происходит личностное развитие. В игре формируются универсальные предпосылки
учебной деятельности, такие как функция обобщения, воображение и фантазия,
идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение
подчиняться правилу, умение сотрудничать и др.
Ошибочное
понимание готовности к школьному обучению подразумевает, что ребенок должен
прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков школьного типа,
на которых строится начальное школьное образование.
Такая
псевдоподготовка к школьному обучению приводит к быстрому угасанию
познавательного интереса и учебной мотивации уже в первых классах начальной
школы, поскольку для младших школьников характерно стремление к новым и
сложным для них заданиям, с которыми они не встречаются при дублировании программы
первого класса несколько раз (при подготовке к школе и в первом классе). «Натаскивание»
не имеет ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению и
ни в коей мере не способствует решению проблемы преемственности в обучении
детей - дошкольников и младших школьников.
Готовность
к школьному обучению означает, что у ребенка появилась потребность заняться
учебной деятельностью, с появлением «внутренней позиции школьника». И такая
позиция не формируется, когда ведущую игровую деятельность в ней вытесняют
учебные занятия по школьному типу.
Это
позволяет не на словах, а на деле проводить в жизнь
принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве. В
результате у ребенка к 7 годам появится необходимый и достаточный уровень
личностного, интеллектуального и физического развития для начала обучения в
школе, или, другими словами, психологическая готовность к школьному обучению.