Приветствую Вас Гость | RSS

19:02
Организация и оформление центра книги в разных возрастных группах.

Консультация для воспитателей детского сада

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить  человека духовно к самостоятельной  жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка  интерес к чтению, научить его  бережно относиться к книге –  одна из задач педагога.

Состав книг в групповых библиотечках  время от времени обновляется  или полностью, или частично  не только потому, что книги  изнашиваются, но и потому, что сам процесс воспитания требует их постоянного идейно-тематического обновления. Библиотечка обновляется и за счет приобретения вновь изданных книг новых авторов.

Во  всех группах детского сада должен быть организован центр книги. Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

Основными целями  центра книги являются:

  • развитие  познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание  психологически комфортных условий  в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с  родителями в решении задач воспитания и развития детей

Центр книги  является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом,  и литературно-художественного центра, в частности. Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др.

В оформлении центра  книги каждый воспитатель  может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные  условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, центр  книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Центр  книги по возможности располагают  вдали от мест игр детей, вблизи окна.

 

В младших группах воспитатель  даёт детям первые уроки самостоятельного  общения с книгой: знакомит с  уголком книги, его устройством  и назначением, приучает рассматривать  книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у воспитателя  должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные  картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

Учитывая особый, постоянный, преобладающий  интерес всех дошкольников к  сказкам, обязательно помещаются  в уголок книги 2-3 сказочных произведения.

В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

На витрине уголка книги должны  находиться издания произведений, с которыми в данное время  детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Кроме того, в уголок можно  иногда помещать интересные, хорошо  иллюстрированные книги, которые  дети приносят из дома, а также  «толстые» книжки,

Срок пребывания книги в уголке  определяется интересом детей  к этой книге. В среднем же  срок её пребывания в нём  составляет 2-2,5 недели. Если к книге  интерес утрачен, можно убрать  её с полочки, не дожидаясь  намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания.  Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.