В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!», его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств;
К числу современных образовательных технологий для ДОО можно отнести:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технологии проектной деятельности.
- Технология исследовательской деятельности.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Личностно-ориентированные технологии.
- Технология «ТРИЗ».
I. Здоровьесберегающие технологии
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
- Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развития физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);
- Медико-профилактические (организация мониторинга здоровья детей; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контороль питания, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПин; организация здоровьесберегающей среды);
- Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
- Образовательные технологии направлены на воспитание культуры здоровья, личностно-ориентированное воспитание и обучение дошкольников. Технология обучения здоровому образу жизни это технологии проведения физкультурных занятий, коммуникативных игр, системы занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые, проведение самомассажа, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.
- Технологии валеологического просвещения родителей (информационые стенды, групповые родительские собрания, практические показы, памятки, буклеты, дни открытых дверей, анкетирование, личный пример педагогов, беседы…);
- Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направлены на развитие культурного здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к ЗОЖ).
II. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
По типу проекты бывают: исследовательско-творческие, творческие, ролевоигровые, информационно-практико-ориентированные.
Схема проекта: Проект= Проблема + Продукт
III. Технологии исследовательской деятельности
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы, решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), опыты.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растени
IV. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей, предоставляет возможность индивидуализации обучения, в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий: Недостаточная методическая подготовленность педагога, неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях, бесплановость, случайность применения ИКТ, перегруженность занятия демонстрацией.
V. Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.
2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
VI. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, так как игра является основным видом деятельности в детском саду. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
VII. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. «ТРИЗ» - технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ведь как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!
|