Приветствую Вас Гость | RSS

10:52
Современные педагогические технологии

В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!», его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств;

К числу современных образовательных технологий для ДОО можно отнести:

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Технологии проектной деятельности.
  3. Технология исследовательской деятельности.
  4. Информационно-коммуникационные технологии.
  5. Личностно-ориентированные технологии.
  6. Технология «ТРИЗ».

I.   Здоровьесберегающие  технологии

Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. 

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развития физических качеств, двигательной активности; становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);
  2. Медико-профилактические (организация мониторинга здоровья детей; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контороль питания, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПин; организация здоровьесберегающей среды);
  3. Технология обеспечения социально-психологического благополучия  ребенка направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
  4. Образовательные технологии направлены на воспитание культуры здоровья, личностно-ориентированное воспитание и обучение дошкольников. Технология обучения здоровому образу жизни это технологии проведения физкультурных занятий, коммуникативных игр, системы занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые, проведение самомассажа, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.
  5. Технологии валеологического просвещения родителей (информационые стенды, групповые родительские собрания, практические показы, памятки, буклеты, дни открытых дверей, анкетирование, личный пример педагогов, беседы…);
  6. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направлены на развитие культурного здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к ЗОЖ).

II. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

По типу проекты бывают: исследовательско-творческие, творческие, ролевоигровые, информационно-практико-ориентированные.

Схема проекта: Проект= Проблема + Продукт

III. Технологии исследовательской деятельности

Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: эвристические беседы,  решение вопросов проблемного характера, наблюдения, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе),  опыты.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности: опыты (экспериментирование), состояние и превращение вещества, движение  воздуха, воды,  свойства почвы и минералов, условия жизни растени

IV. Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником  в мир новых технологий, наставником в выборе  компьютерных программ,  сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. 
Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Преимущества компьютера: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей, предоставляет возможность индивидуализации обучения, в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий: Недостаточная методическая подготовленность педагога, неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях, бесплановость, случайность применения ИКТ, перегруженность занятия демонстрацией.

 V.  Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.  

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.


VI. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, так как игра является основным видом  деятельности в детском саду.  Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

VII. Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. 

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.  «ТРИЗ» - технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ведь  как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. 

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

 Творческих Вам успехов!