Приветствую Вас Гость | RSS

19:25
Современные образовательные технологии  в дошкольном образовательном учреждении

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».  

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
•    здоровьесберегающие технологии;
•    технологии проектной деятельности
•    технология исследовательской деятельности
•     информационно-коммуникационные технологии;
•    личностно-ориентированные технологии;
•    технология портфолио дошкольника и воспитателя
•    игровая технология
•    технология «ТРИЗ»
•    технологии предметно – развивающей среды
•    технологии проблемного обучения
•    технология комментированного управления

1.    Здоровьесберегающие  технологии
Целью  здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
В ДОУ с дошкольниками реализуются творческие, исследовательские и нормотворческие проекты.

3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
•   Опыты (экспериментирование)
•    Состояние и превращение вещества.
•    Движение   воздуха, воды. 
•    Свойства почвы и минералов.
•    Условия жизни растений.
•    Коллекционирование (классификационная работа) 
•    Виды растений.
•    Виды животных.
•    Виды строительных сооружений.
•    Виды транспорта.
•    Виды профессий.
•   Путешествие по карте
•    Стороны света.
•     Рельефы местности.
•    Природные    ландшафты и их обитатели. 
•    Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
•    Путешествие по «реке времени»
•    Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
•     История    жилища и благоустройства.

4.  Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:
•    идти в ногу со временем,
•    стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
•    наставником в выборе  компьютерных программ,  
•    сформировать основы информационной культуры его личности,
•    повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

В ДОУ ИКТ используется как средства ТСО, подбор иллюстраций, информаций, пейзажей, персонажей.
 В основном, педагоги детского сада используют ИКТ – технологии при  создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
•    Недостаточная методическая подготовленность педагога
•    Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
•    Бесплановость, случайность применения ИКТ
•    Перегруженность занятия демонстрацией.

5. Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
•    Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
•    Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

6. Технология «Портфолио дошкольника»
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
•    диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
•     содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
•     рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. 

7. Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
•    творчески думающим,
•    владеющим современными технологиями образования,
•    приемами психолого-педагогической диагностики,
•    способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
•    умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

8. Игровая технология
    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
•    игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
•    группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
•    группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
•     группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
       Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

9. Технология «ТРИЗ» (технология решения изобретательских задач)
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемного обучения:
1.    Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.    Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3.    Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4.    Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

10. Технология разноуровневого обучения
•    это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
-это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.

11. Технология коллективного способа обучения.
Коллективной формой организации процесса обучения является только работа обучающихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди). 

Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием): ориентация на индивидуальные способности, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения); осмысленность процесса познания; все обучают каждого и каждый всех; при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания — хорошие, умения — уверенные, навыки – надежные; обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества педагога и ребёнка; активизируются межличностные отношения (ребёнок — ребёнок), которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний. 

Ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е. работа детей в парах сменного состава. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально.
 Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. 

12. Технология интегрированного обучения
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При  этом  решается несколько задач развития  

13.Технологии создания предметно-развивающей среды
Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности
Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

14. Технология комментированного  обучения
Эта технология применяется широко в начальной школе. В ДОУ педагоги могут использовать только вторую часть данной технологии. Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой «Технология перспективно – опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении», является комментируемое управление. 
Методический прием «комментируемое  управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает воспитанник, помогает оптимально включить в работу всю группу, вести непрерывную обратную связь со всеми детьми (рисование элементов фигур,  проговаривание слов, действий в конструировании, аппликации,  решение примеров, задач и т.д.).

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен в начальной школе. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Обучающийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всей группы.
С помощью комментированного управления:
•  средний и слабый тянутся за сильным воспитанником;
•  развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;
•  дошкольник ставится в положение воспитателя, управляющего группой сверстников.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии,  гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.