Приветствую Вас Гость | RSS

20:57
Современная оценка роли информационных технологий в воспитании детей

Когда в конце 20 века только разворачивалось то, что впоследствии назвали информационной революцией, никто не осознавал, чем это обернется для человечества. Как всякая революция, информационная – сначала опьяняла неслыханными возможностями, а потом шокировала невиданными потерями. Приобретения и потери настолько тесно сплелись друг с другом, что отказаться от потерь можно, только лишившись приобретений. Зрелые нации стремятся минимизировать потери, нации незрелые закрывают на них глаза.

Информационные, информационно – коммуникационные технологии, медиатехнологии – все эти многочисленные понятия характеризуют механизмы, позволившие поставить на новый уровень процессы получения, обработки, хранения и передачи информации.

Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей

Несмотря на существование множества электронных средств массо­вой информации, направленных на детей младенческого возраста, поч­ти ничего не известно о том влиянии, которое они оказывают на малы­шей. Крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.

Сегодня, когда в нашей стране говорят об ИКТ, чаще всего подра­зумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом это поня­тие включает множество элементов: видео, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, теле­визор. Сейчас  мы будем говорить, главным образом, о компью­тере.

Мнения родителей о том, как электронные средства массовой информации влияют на обучение детей.

 

В основном помогают

В основном мешают

Нет ощутимого влияния

Использование компьютера

72%

5%

12%

Просмотр телевизора

43%

27%

21%

Воспроизведение видеоигр

22%

40%

27%

Очевидно, что компьютер в глазах родителей в первую очередь — средство обучения, в отличие от телевизора.

Необходимо проводить тщательные исследования, посвященные воздействию компьютера на все аспекты жизнедеятельности детей, в том числе и лонгитюдные (длительные) исследования, и в зависимос­ти от их результатов выработать правила использования компьютера поведения в семье, детском саду, в сфере управления.

Компьютерные технологии получили распространение в России в тот период, когда почти прекратились серьезные научные разработки в области педагогики, требующие основательной опытно-эксперимен­тальной базы. Тогда же была разрушена система научно-технической информации, обеспечивавшая  мониторинг зарубежных исследований в области медицины, педагогики, психоло­гии и проч. Отчасти, поэтому не велись исследования, изучающие вли­яние новых технологий на детей. Если же такие исследования проводи­лись, то в индивидуальном порядке и без широкой публикации.

Вместе с тем зарубежные исследователи (педиатрические ассоциа­ции, общества психологов, объединения родителей Австралии, Канады, США и Франции) сделали очень многое  в этом направлении.

Признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место.

Очень важным средством интеллектуального развития детей родители считают:

  • книги —96%;
  • кубики —77 %;
  • пазлы —74%;
  • говорящие книги — 62 %;
  • образовательные телевизионные каналы — 58 %;
  • образовательное видео —49%;
  • образовательные компьютерные игры —43 %;
  • образовательные сайты —31 %.

Приходится констатировать, что зарубежные педагоги и медики зна­чительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей младшего возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как рос­сийские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети младшего возраста сегод­ня — наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.

Согласно исследованию, которое было проведено в Австралии, с 1995 до 2005 года только в этой стране число домов, подключенных к Интернету, увеличилось с 7 до 76%. В 2006 г. 76% детей в возрасте 5—6 лет использовали компьютер. Из них:

  • 89% использовали компьютер дома;
  • 37% использовали компьютер в чужом доме;
  • 12% использовали компьютер в публичной библиотеке.

Для детей 5-8 лет компьютерные игры являются наиболее распро­страненным видом деятельности, 88% детей принимали в них участие, по крайней мере,  один раз.

65% детей в возрасте от 5 до 14 лет имели доступ к Интернету во вре­мя или вне школьных занятий: использовали Интернет дома с образо­вательной целью (82 %), затем играли в  онлайн - игры (51 %).

Для детей 5—8 лет основными целями деятельности в Интернете являются игровая и образовательная (62 %), развлекательная (38 %).

Дети 4—5 лет, посещающие дошкольные учреждения, имели доступ к компьютерам с целями использования компьютерных игр, инстру­ментов для рисования (48 %).

Для детей 5—8 лет основными целями деятельности в Интернете являются игровая и образовательная (62 %), развлекательная (38 %).

Дети 4—5 лет, посещающие дошкольные учреждения, имели доступ к компьютерам с целями использования компьютерных игр, инстру­ментов для рисования (48 %).

39 % детей используют Интернет в основном для доступа на различ­ные сайты.

Исследования данной проблемы на национальном уровне велись в нескольких университетах США. В частности, они показали, что 40 % младенцев смотрят телевизор с трехмесячного возраста; 90 % регулярно смотрят телевизор,  видео. 29 % родителей разрешают своим детям смотреть телефильмы; основной целью этого они называют учеб­ную. В целом, позиция Ассоциации американских педиатров сводится к тому, что использование информационных технологий (главным образом телевизора и компьютера) детьми до 2 лет необходимо запре­тить. Отдельные ученые считают, что запрет должен распространяться на детей младше 3 лет.

Рассматривая проблему ИКТ в жизни детей, мы не касались случаев, когда компьютер является жизненно важным ключом к существованию и развитию ребенка: например, это касается слепоглухих детей, для кото­рых компьютер выполняет функцию почти единственной связи с вне­шним миром в буквальном смысле, а также случаев, когда малыш лишен других возможностей познавать мир и контактировать с окружающими.

Положительные аспекты использования компьютерных технологий детьми младшего возраста

Международные исследования проблемы использования медиатех­нологий в семьях показали, что образовательные программы способст­вуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспе­чить детям младшего возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.

Дети могут использовать компьютер и другие технологии для озна­комления с окружающим миром, приобретения социального опыта.

Действительно, современное образовательное пространство форми­руется на наших глазах и практически не может обойтись без компью­терных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.

Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением.

Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах России, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разно­образить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познава­тельный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызыва­ет у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы».

Отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми младшего возраста

Семья — тот общественный институт, где ребенок начинает свое зна­комство с компьютером и телевидением.

В большинстве развитых стран концентрация медиасредств на одну семью чрезвычайно высока. Так, исследование австралийских ученых показало, что большинство семей с детьми в возрасте от 8 до 17 лет име­ют дома три или больше телевизоров и три или более мобильных теле­фонов. Почти каждая семья имеет дома компьютер. Кроме того:

  • 53 % детей имеют телевизоры в спальнях;
  • 29 % детей имеют видеомагнитофон в спальне;
  • 16 % детей имеют свой собственный компьютер в спальне;
  • 14 % детей в возрасте от 2 до 7 лет смотрят телевизор в одиночестве.

Фактически такое положение дел отражает положительное отноше­ние семьи к информационным технологиям. Вместе с тем многое опре­деляется семейным укладом: если в семье больше внимания уделяют телевизору, то ребенок часто смотрит телевизор; если в семье предпочи­тают книги, то ребенок смотрит телевизор реже. Если у малыша есть братья и сестры, вероятно, он будет смотреть программы, более подхо­дящие для старших возрастных групп.

Физические расстройства

По данным зарубежных исследователей, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14.3 %детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, дипрессия, нарушение сна могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.

Детская развивающаяся сенсомоторная система биологически рассчитана на подвижный образ жизни. Маленьким детям требуется в день 3-4 часа активных игр для достижения адекватной сенсорной стимуляции их вестибулярной, тактильной систем, обеспечивающих нормальное развитие.

Статистика свидетельствует, что огромное число детей в возрасте от рождения до года уже смотрят телевизор, а некоторые имеют доступ к компьютеру.

Вид средств массовой информации

Возраст ребенка

0-6 месяцев

1-3 года

4-6 лет

Экранные медиа

1 ч 58 мин

1ч 47мин

2ч 10мин

Телевидение

1ч 05 мин

1ч 10мин

Видео

38 мин

41 мин

36 мин

Компьютеры

10 мин

5 мин

16 мин

Видеоигры

5 мин

1 мин

10 мин

Музыка

59 мин

1ч 08 мин

49 мин

Книги

39 мин

37 мин

41 мин

Игры

2 ч

1ч 51 мин

2 ч 14мин

Играет негативную роль и другой фактор: СМИ постоянно демонстрируют родителям, что улица и окрестности небезопасны для детей и это приводит к тому, что родители поощряют своих детей оставаться в помещении. На такую проблему, как ожирение,  влияет телевидение, рекламируя кондитерские изделия, газированные напитки и т.п.

При работе с компьютером или , играя в электронные игры, часто дети принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно – двигательного аппарата.

Слишком частое использование компьютера становиться причиной близорукости, нарушает гормональный баланс и приводит к увеличению риска заболевания раком, преждевременное половое созревание.

Психические расстройства

Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность, стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары.

Маленькие дети, которые видят насилие на телеэкране и в компьютерных играх, находятся в состоянии общей тревоги, стресса, повышенной интенсивности дыхания и частоты сердечных сокращений, имеют высокий уровень адреналина, так как они не всегда понимают, что все, что они видят, не реально.

Задержка умственного развития.

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредотачивать внимание и концентрироваться на определенных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем невралогическом развитии, включая анатомию  мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов.

Медиаобразование – новое направление, продвигаемое общественными медицинскими организациями и представителями медиасферы, предполагает проведение лекций, посвященных телевидению и рекламы (как работает телевидение, как композиция кадра влияет на сюжет программы и т. д.). Основная цель – помочь детям понять законы телевидения.

На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер  по ослаблению негативного воздействия ИКТ:

  • Телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию  детей младшего возраста;
  • Специалисты по раннему детству и услугам, с ним связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей;
  • Дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью;

Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети. Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также договорятся с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров. Родители должны привлекать детей к чтению 1-2 часа в день, физическим упражнениям и творческим играм.

Профессионалы – медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ, выступать против размещения сексуальных изображений в СМИ, а также рекламы табака и алкоголя. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста.

Методическая литература:

«Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании» под редакцией Т.С.Комаровой, И.И.Комаровой, А.В.Туликова. Издательство «Мозаика – Синтез» Москва, 2011г