Когда в конце 20 века только разворачивалось то, что впоследствии назвали информационной революцией, никто не осознавал, чем это обернется для человечества. Как всякая революция, информационная – сначала опьяняла неслыханными возможностями, а потом шокировала невиданными потерями. Приобретения и потери настолько тесно сплелись друг с другом, что отказаться от потерь можно, только лишившись приобретений. Зрелые нации стремятся минимизировать потери, нации незрелые закрывают на них глаза.
Информационные, информационно – коммуникационные технологии, медиатехнологии – все эти многочисленные понятия характеризуют механизмы, позволившие поставить на новый уровень процессы получения, обработки, хранения и передачи информации.
Современная оценка роли ИКТ в воспитании детей
Несмотря на существование множества электронных средств массовой информации, направленных на детей младенческого возраста, почти ничего не известно о том влиянии, которое они оказывают на малышей. Крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.
Сегодня, когда в нашей стране говорят об ИКТ, чаще всего подразумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом это понятие включает множество элементов: видео, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, телевизор. Сейчас мы будем говорить, главным образом, о компьютере.
Мнения родителей о том, как электронные средства массовой информации влияют на обучение детей.
|
В основном помогают
|
В основном мешают
|
Нет ощутимого влияния
|
Использование компьютера
|
72%
|
5%
|
12%
|
Просмотр телевизора
|
43%
|
27%
|
21%
|
Воспроизведение видеоигр
|
22%
|
40%
|
27%
|
Очевидно, что компьютер в глазах родителей в первую очередь — средство обучения, в отличие от телевизора.
Необходимо проводить тщательные исследования, посвященные воздействию компьютера на все аспекты жизнедеятельности детей, в том числе и лонгитюдные (длительные) исследования, и в зависимости от их результатов выработать правила использования компьютера поведения в семье, детском саду, в сфере управления.
Компьютерные технологии получили распространение в России в тот период, когда почти прекратились серьезные научные разработки в области педагогики, требующие основательной опытно-экспериментальной базы. Тогда же была разрушена система научно-технической информации, обеспечивавшая мониторинг зарубежных исследований в области медицины, педагогики, психологии и проч. Отчасти, поэтому не велись исследования, изучающие влияние новых технологий на детей. Если же такие исследования проводились, то в индивидуальном порядке и без широкой публикации.
Вместе с тем зарубежные исследователи (педиатрические ассоциации, общества психологов, объединения родителей Австралии, Канады, США и Франции) сделали очень многое в этом направлении.
Признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место.
Очень важным средством интеллектуального развития детей родители считают:
- книги —96%;
- кубики —77 %;
- пазлы —74%;
- говорящие книги — 62 %;
- образовательные телевизионные каналы — 58 %;
- образовательное видео —49%;
- образовательные компьютерные игры —43 %;
- образовательные сайты —31 %.
Приходится констатировать, что зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей младшего возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети младшего возраста сегодня — наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.
Согласно исследованию, которое было проведено в Австралии, с 1995 до 2005 года только в этой стране число домов, подключенных к Интернету, увеличилось с 7 до 76%. В 2006 г. 76% детей в возрасте 5—6 лет использовали компьютер. Из них:
- 89% использовали компьютер дома;
- 37% использовали компьютер в чужом доме;
- 12% использовали компьютер в публичной библиотеке.
Для детей 5-8 лет компьютерные игры являются наиболее распространенным видом деятельности, 88% детей принимали в них участие, по крайней мере, один раз.
65% детей в возрасте от 5 до 14 лет имели доступ к Интернету во время или вне школьных занятий: использовали Интернет дома с образовательной целью (82 %), затем играли в онлайн - игры (51 %).
Для детей 5—8 лет основными целями деятельности в Интернете являются игровая и образовательная (62 %), развлекательная (38 %).
Дети 4—5 лет, посещающие дошкольные учреждения, имели доступ к компьютерам с целями использования компьютерных игр, инструментов для рисования (48 %).
Для детей 5—8 лет основными целями деятельности в Интернете являются игровая и образовательная (62 %), развлекательная (38 %).
Дети 4—5 лет, посещающие дошкольные учреждения, имели доступ к компьютерам с целями использования компьютерных игр, инструментов для рисования (48 %).
39 % детей используют Интернет в основном для доступа на различные сайты.
Исследования данной проблемы на национальном уровне велись в нескольких университетах США. В частности, они показали, что 40 % младенцев смотрят телевизор с трехмесячного возраста; 90 % регулярно смотрят телевизор, видео. 29 % родителей разрешают своим детям смотреть телефильмы; основной целью этого они называют учебную. В целом, позиция Ассоциации американских педиатров сводится к тому, что использование информационных технологий (главным образом телевизора и компьютера) детьми до 2 лет необходимо запретить. Отдельные ученые считают, что запрет должен распространяться на детей младше 3 лет.
Рассматривая проблему ИКТ в жизни детей, мы не касались случаев, когда компьютер является жизненно важным ключом к существованию и развитию ребенка: например, это касается слепоглухих детей, для которых компьютер выполняет функцию почти единственной связи с внешним миром в буквальном смысле, а также случаев, когда малыш лишен других возможностей познавать мир и контактировать с окружающими.
Положительные аспекты использования компьютерных технологий детьми младшего возраста
Международные исследования проблемы использования медиатехнологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспечить детям младшего возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.
Дети могут использовать компьютер и другие технологии для ознакомления с окружающим миром, приобретения социального опыта.
Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.
Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением.
Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах России, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы».
Отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми младшего возраста
Семья — тот общественный институт, где ребенок начинает свое знакомство с компьютером и телевидением.
В большинстве развитых стран концентрация медиасредств на одну семью чрезвычайно высока. Так, исследование австралийских ученых показало, что большинство семей с детьми в возрасте от 8 до 17 лет имеют дома три или больше телевизоров и три или более мобильных телефонов. Почти каждая семья имеет дома компьютер. Кроме того:
- 53 % детей имеют телевизоры в спальнях;
- 29 % детей имеют видеомагнитофон в спальне;
- 16 % детей имеют свой собственный компьютер в спальне;
- 14 % детей в возрасте от 2 до 7 лет смотрят телевизор в одиночестве.
Фактически такое положение дел отражает положительное отношение семьи к информационным технологиям. Вместе с тем многое определяется семейным укладом: если в семье больше внимания уделяют телевизору, то ребенок часто смотрит телевизор; если в семье предпочитают книги, то ребенок смотрит телевизор реже. Если у малыша есть братья и сестры, вероятно, он будет смотреть программы, более подходящие для старших возрастных групп.
Физические расстройства
По данным зарубежных исследователей, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14.3 %детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, дипрессия, нарушение сна могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.
Детская развивающаяся сенсомоторная система биологически рассчитана на подвижный образ жизни. Маленьким детям требуется в день 3-4 часа активных игр для достижения адекватной сенсорной стимуляции их вестибулярной, тактильной систем, обеспечивающих нормальное развитие.
Статистика свидетельствует, что огромное число детей в возрасте от рождения до года уже смотрят телевизор, а некоторые имеют доступ к компьютеру.
Вид средств массовой информации
|
Возраст ребенка
|
0-6 месяцев
|
1-3 года
|
4-6 лет
|
Экранные медиа
|
1 ч 58 мин
|
1ч 47мин
|
2ч 10мин
|
Телевидение
|
1ч 05 мин
|
1ч
|
1ч 10мин
|
Видео
|
38 мин
|
41 мин
|
36 мин
|
Компьютеры
|
10 мин
|
5 мин
|
16 мин
|
Видеоигры
|
5 мин
|
1 мин
|
10 мин
|
Музыка
|
59 мин
|
1ч 08 мин
|
49 мин
|
Книги
|
39 мин
|
37 мин
|
41 мин
|
Игры
|
2 ч
|
1ч 51 мин
|
2 ч 14мин
|
Играет негативную роль и другой фактор: СМИ постоянно демонстрируют родителям, что улица и окрестности небезопасны для детей и это приводит к тому, что родители поощряют своих детей оставаться в помещении. На такую проблему, как ожирение, влияет телевидение, рекламируя кондитерские изделия, газированные напитки и т.п.
При работе с компьютером или , играя в электронные игры, часто дети принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно – двигательного аппарата.
Слишком частое использование компьютера становиться причиной близорукости, нарушает гормональный баланс и приводит к увеличению риска заболевания раком, преждевременное половое созревание.
Психические расстройства
Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность, стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары.
Маленькие дети, которые видят насилие на телеэкране и в компьютерных играх, находятся в состоянии общей тревоги, стресса, повышенной интенсивности дыхания и частоты сердечных сокращений, имеют высокий уровень адреналина, так как они не всегда понимают, что все, что они видят, не реально.
Задержка умственного развития.
Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредотачивать внимание и концентрироваться на определенных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем невралогическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов.
Медиаобразование – новое направление, продвигаемое общественными медицинскими организациями и представителями медиасферы, предполагает проведение лекций, посвященных телевидению и рекламы (как работает телевидение, как композиция кадра влияет на сюжет программы и т. д.). Основная цель – помочь детям понять законы телевидения.
На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ:
- Телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию детей младшего возраста;
- Специалисты по раннему детству и услугам, с ним связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей;
- Дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью;
Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети. Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также договорятся с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров. Родители должны привлекать детей к чтению 1-2 часа в день, физическим упражнениям и творческим играм.
Профессионалы – медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ, выступать против размещения сексуальных изображений в СМИ, а также рекламы табака и алкоголя. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста.
Методическая литература:
«Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании» под редакцией Т.С.Комаровой, И.И.Комаровой, А.В.Туликова. Издательство «Мозаика – Синтез» Москва, 2011г
|