Приветствую Вас Гость | RSS

21:08
«Социально-коммуникативное развитие детей – важное направление в педагогике ДОУ»

В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Сензитивным периодом для развития социально – коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий его жизненный путь. 

Социально-коммуникативное развитие современного дошкольника - это начальный период социализации ребенка, приобщения его к культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» - умения "читать" эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. 

Социально-коммуникативное развитие в ФГОС ДО выделено в самостоятельную образовательную область. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
•    усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
•     развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
•     становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 
•  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу людей;
•     формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
•     формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:  
−    реализация образовательной программы;
−    использование в практике работы ДОУ образовательных технологий;
−    обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
−    индивидуализация;
−    создание социальной ситуации развития;
−    организационно-методические условия;
−    доступность; 
−    информированность;
−    соблюдение СанПин.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.  Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический, предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности. 

Основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму: 
−    содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
−    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
−    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
−    учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре:
−    Игровая деятельность детей с целью освоения различных социальных ролей;
−    Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
−    Патриотическое воспитание;
−    Трудовое воспитание.

Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»: 
1.    Формы работы с воспитанниками по ФГОС ДО; 
Рекомендуемые инновационные формы работы по ФГОС:

Младший дошкольный возраст:
- Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
- Организация сюжетных игр;
- Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
- Игры с моделированием;
- Литература и игра (чтение).

 Средний дошкольный возраст:
- Организация сюжетно-ролевых игр;
- Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
- Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. 
- Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Старший дошкольный возраст:
- Ситуационные задачи, их широкая вариативность. 
- Использование метода проектов. 
- Использование метода коллекционирования. 
- Использование театрализованной деятельности. 
- Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов).
- Самостоятельная деятельность детей. 

2.    Большое значение играет выстраивание партнерских отношений с семьями воспитанников 
−    Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
−    Вечера вопросов и ответов;
−    Родительские гостиные;
−    Тренинги по запросам родителей;
−    Клубы по интересам;
−    Родительские конференции;
−    Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
−    Творческие выставки и фотовыставки;
−    Тематические вечера и викторины;
−    Совместные досуги;
−    Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
−    Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
−    Совместное создание мини-музеев. 

3. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении определенных организационно-педагогических условий:
−    Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
−    Обучение умению слушать и слышать другого;
−    Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
−    Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
−    Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
−    Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
−    Формирование чувства симпатии между участниками общения;
−    Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
−    Обучение умению детей владеть собой;
−    Развитие умения анализировать ситуацию;
−    Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков. 

4.    Требования к основным компетенциям педагога: 
−    Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
−     Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
−     Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
−     Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
−     Организация сотрудничества с родителями воспитанников

ФГОС ДО направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности. 

Постоянная непрерывная работа по всем 4-м направлениям данной образовательной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся самостоятельными, целеустремленными, уверенными в себе, общительными, внимательными и заботливыми к сверстникам и взрослым, способны к взаимопониманию и сотрудничеству.