Приветствую Вас Гость | RSS

22:36
Реализация принципа интеграции в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности

«Закон об образовании в Российской Федерации» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры,  как основного вида деятельности дошкольника.

Любая программа детского сада ориентирована на целостное развитие ребёнка, которое должно пониматься как единство индивидуальных способностей, личностных качеств, способности освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности.

Интегрированное обучение является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Интегрированные мероприятия непосредственно образовательной деятельности представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

  • социальные,  в том числе нравственно-этические;
  • эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;
  • логико-математические;
  • естественнонаучные.

Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы. Непосредственно образовательная деятельность, построенная на основе тематического принципа, более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на таких мероприятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Тематика непосредственно образовательной деятельности может быть  разнообразной, в примерной основной общеобразовательной программе детского сада предлагается примерная тематика, которую можно взять за основу.

На интегрированных мероприятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном мероприятии  могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изобразительной деятельности, на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.

Реализация задач происходит через проблемную ситуацию, экспериментальную работу, дидактические игры и упражнения. Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на мероприятии непосредственно образовательной деятельности.

Интегрированное построение непосредственно образовательной деятельности даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности; развивает коммуникативные умения, так как на каждом мероприятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями; и,  главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного подхода.

Такая непосредственно образовательная деятельность не имеет чёткой структуры, но имеет отличительные особенности:

  • необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
  • логическая взаимообусловленность, взаимосвязь образовательных областей;
  • свободное размещение наглядного материала;
  • смена динамических поз, разные способы организации детской деятельности;
  • привлечение к проведению непосредственно образовательной деятельности узких специалистов и родителей.

Одним из условий реализации любой программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй может стать проведение детско-родительских мероприятий непосредственно образовательной деятельности интегрированного характера. Целью таких мероприятий  является: формирование способов взаимодействия детей и родителей в образовательной деятельности.

Значение интеграции для образовательной деятельности:

  1. Непосредственно образовательная деятельность  интегрированного характера способствует формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  2. У детей формируется познавательный интерес, и непосредственно образовательная деятельность  дает высокую результативность;
  3. Переход от одного вида деятельности к другому  позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
  4. Интегрированные мероприятия  объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
  5. Интегрированные мероприятия  способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.