Приветствую Вас Гость | RSS

10:20
Почему важно отвечать на вопросы детей?

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. 

Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы: 
1 группа. Познавательные вопросы.

Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе и т.п. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное из мира взрослых. 
2 группа. Коммуникативные вопросы.   

 Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.
 Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет - это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность. 

Как правильно отвечать на вопросы детей.
 1. Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
 2. К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением. 
3. Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)
 4. Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.
 5. Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача - мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.
 6. На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе. 

Уважаемые взрослые, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать. «Откуда берутся дети?»; «Почему дождик идет?», «Зачем верблюду горб?» или «Почему я хожу в ботинках, а кошка нет?»; «А почему у этого дяди большой живот?». На эти и многие другие самые невинные вопросы взрослые обычно отвечают спокойно и подробно, ничего не утаивая. Главное — дышите глубже, не волнуйтесь, просто малыш дорос до того возраста когда он хочет знать практически все — «возраст почемучек». 

Один из таких вопросов: «Откуда берутся дети?» Самым замечательным образом его сформулировала одна девочка, дочка знакомых филологов: «Мама, а как издают детей?» И этой пятилетней девочке, и другим современным детям было бы странно излагать версию о капусте, аистах или магазине. Самым отличным и верным ответом остается обычная фраза: «Дети появляются из маминого живота». Но успокоиться ли на этом ребенок? Нет, он скорее всего захочет узнать подробности. И тут уже никаких стереотипов нет. Естественно на эту тему с детьми разного возраста и пола нужно говорить по-разному, но важно ответить так чтобы, то что услышит ваша дочь или ваш сын не напугало его излишней натуралистичностью,  но и не нужно отмалчиваться о некоторых моментах: в этом случае ребенок почувствует, что взрослые таят от него что-то постыдное, а это тоже может быть чревато психологической травмой. 

Общих советов нет, все дети разные, и практически все зависит от вашей интуиции. Вы сможете отыскать правильные слова и точную интонацию в разговоре, не подстраиваясь под какие-либо нормы. Ваша цель — дать ответы на «неудобные» вопросы, учитывать уровень развития ребенка. То, что он не в силах понять, все равно пролетит мимо его сознания.       Кроме того, помните: вся информация, конечно же и та, которую ребенок получает от вас, состоит из фактов и оценок. И в данном случае, именно она сформирует отношение ребенка к «скользким» предметам обсуждения.

Попросту говоря, неважно, что значит слово, которое произнес дяденька в магазине, важно, что слово это — нехорошее. А другой дядя толстый, потому что болеет, ему и так тяжело, так что давай его пожалеем, и не будем показывать на него пальцем.