Приветствую Вас Гость | RSS

21:33
Патриотизм и патриотическое воспитание

Консультация для воспитателей

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На высоком уровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь от любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего  мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализм, чужд национализму.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности  к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания  – развития в Российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Цепочка планомерного воспитания патриотических чувств у ребенка:

СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД - РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН – РОДНОЙ ГОРОД, СТРАНА - СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА,  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (Конституция)

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, используя следующие методы:

  • Наглядный: наблюдение, показ сказок, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок.
  • Словесный: чтение литературных произведений, стихотворений детьми и взрослыми, разнообразные игры, загадывание загадок, рассказы детей по схеме, иллюстрации, разбор житейских ситуаций, викторины, конкурсы, тематические вечера.
  • Практический: организовать продуктивную деятельность, разнообразные игры: строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки), сшить кукол к сказкам, провести экскурсии, вечера с родителями, сверстниками, изготовить наглядные пособия для занятий.

Провести занятия из цикла:

  • «Мир вокруг нас» -  богатство, красота и разнообразие мира, созданного природой и руками человека, понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, природным богатствам.
  • «Дерево добра» - на основе литературных произведений учить детей различать добро и зло, видеть красоту благородных поступков, воспитывать желание делать добро в пользу добра.
  • «Город, в котором я живу» - история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России.
  • «Наша Родина – Россия» - история Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников.
  • «Православная культура» - история православных праздников, традиции отечественной культуры, календарные праздники (участие детей и родителей)
  • «Хозяева и хозяюшки» - знакомство с укладом жизни в православной семье, предметная среда русского дома, особенности мужских и женских домашних дел, традиции и проведение семейных праздников, домашняя утварь, инструменты.