Все содержание и организация образовательного процесса должны быть направлены на формирование у дошкольников общей культуры, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств, на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
При комплексно-тематическом планировании важным вопросом является умение воспитателя отбирать темы для организации с детьми целостного педагогического процесса. Чтобы охватить все содержание, обозначенное в примерной образовательной программе и последовательном «проживании» его в разных видах детской деятельности, можно руководствоваться при отборе тем следующими факторами.
Первый фактор - реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники).
Второй фактор - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события.
Третий фактор - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?)
Четвертый фактор - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое - то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.
Всем известно, что взрослый волевым усилием может выполнять «неинтересную работу». Дошкольник не будет что-то делать, если деятельность не является его потребностью, а содержание ему не интересно. Именно интерес побуждает ребенка концентрировать свои силы на чем-то конкретном, быстро запоминать, усваивать, а затем проявлять осведомленность, часто поражая этой осведомленностью взрослых.
Вот почему так важно оценивать не только модель организации образовательного процесса, но и тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:
• совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
В процессе взаимодействия взрослого с детьми у ребенка происходит развитие способов (средств) действий, развивается познавательная мотивация и увлеченность, развиваются и транслируются культурные нормы - в том числе нормы взаимодействия с другими людьми.
В данном случае, важное значение приобретают средства развития (методы, формы, материал), которые подбирает воспитатель для организации взаимодействия с детьми.
Н.А. Короткова сформулировала четыре ключевых позиции, раскрывающих особенность организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
1) включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
3) свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при четко продуманной организации рабочего пространства для детей);
4) открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.
|