Под режимом принято понимать научно-обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Проектируя режим дня группы, надо помнить, что основные компоненты режима (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены. Необходимо обеспечить ребенку легкое «вхождение» в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели. Кроме этого, необходимо учитывать следующие важные моменты:
• каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельности, месту и форме их организации;
• в режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов педагога с каждым ребенком на основе неформального общения;
• ежедневно необходимо закладывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать детям, а педагогам следует ее всячески поощрять;
• в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз;
• при наличии бассейна рекомендуется планировать 2 физкультурных занятия и 2 занятия по плаванию, при отсутствии бассейна - планировать 3 физкультурных занятия (два в зале и одно на улице).
При проведении режимных процессов в ДОО следует придерживаться следующих правил.
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании, водном режиме и т.д.).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон общения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим - это гибкая и динамичная конструкция, но основные его компоненты должны быть неизменными.
А. В. Алямовская отмечает следующие варианты гибкого режима.
1. «Подвижное в неподвижном» - распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала.
2. Свободное посещение детьми детского сада по желанию родителей.
3. «Мне хорошо» - создание комфортного режима.
4. «Внимание! Опасность!» - организация жизни детей в дни карантина, во время других неблагополучных периодов.
5. «Мы одни» - организация жизни детей в группе в отсутствие, например, младшего воспитателя.
6. «Каникулы» - организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов».
7. «Гибкий график работы сотрудников и администрации».
|