Приветствую Вас Гость | RSS

09:17
Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО: "Интеграция - один из путей достижения качества дошкольного образования"

Организация образовательного процесса в детском саду опирается на умения воспитателя осуществлять последовательно все режимные моменты и встраивать в них содержание программы с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей группы. Содержание дошкольного образования сформулировано в программах по образовательным областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Учитывая особенности организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.  

Интеграция понимается как глубокая форма взаимосвязи, взаимо-проникновения разного содержания, охватывающая все виды деятельности.
Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения.

Цель интеграции - способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон.
Разрабатывая проблему интеграции педагогического процесса, надо учитывать, что работа с детьми осуществляется через интегративные блоки (циклы), объединенные определенной темой (содержанием).
Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом планировании (тематический день, тематическая неделя и т.д.).

Идея интеграции подразумевает, что:
•    для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные виды детской деятельности;
•    в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное).

Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов.
Жизнь ДОО не может быть однообразной. Ребенку дошкольного возраста должно быть интересно в детском саду. Другими словами, воспитатель должна наполнить день разнообразным содержанием и разнообразными видами детской деятельности. Если определяется тема дня, (например «День космонавтики»), то следует продумать, о чем воспитатель расскажет детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает; какие игры (по данной тематике) организует, что предложит рисовать, лепить, моделировать и т.д.
Это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где естественным образом интегрируется содержание образовательных областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской деятельности.

При интегрировании разного содержания в образовательной работе с детьми необходимо учитывать особенности мышления дошкольников, которое в разные возрастные периоды является наглядно-образным и наглядно-действенным.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными средствами (по Т.С. Комаровой) :
•    в литературе средство выразительности - слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
•    в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
•    в изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция, ритм и др.);
•    в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного искусства средствами.
В основе образа лежит чувственное познание действительности, включающее разные виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное) . Все эти виды восприятия необходимо активизировать, задействовать для развития познавательной сферы ребенка.

Все это позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Так складывается интеграция содержания изобразительного и речевого развития, изобразительного и музыкального, где связующим элементом выступает образ (художественный и речевой).
Математическое содержание интегрируется с информационным, конструктивным, что обеспечивает развитие математического мышления детей — сравнения, анализа, рассуждений, обобщений, умозаключений, понимания отношений между различными объектами, свойствами, множествами .

Интеграция экологического образования с социокультурным позволяет решать задачи развития у детей основ безопасности, ненасилия к животному миру, формировать экологически культурное мышление и поведение.
Интеграция обеспечивает комплексное познание окружающего мира, формирует у ребенка целостное представление о процессах, позволяет ему осваивать базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и показывает способы перевода содержания с одного языка на другой .

Содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.

Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная и восприятие детской художественной литературы и фольклора).
Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.

Для примера назовем некоторые формы организации такого вида детской деятельности, как восприятие художественной литературы и фольклора:
•    чтение и обсуждение прочитанного;
•    заучивание, пересказ;
•    беседа:
•    организация театрализованной деятельности и самостоятельной художественной речевой деятельности;
•    организация викторины, КВН, Вечера вопросов и ответов;
•    презентация книжки;
•    проведение выставки в книжном уголке;
•    организация литературных праздников, досугов.

Примеры форм организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми:
•    наблюдение, экскурсия;
•    решение проблемных ситуаций;
•    экспериментирование, исследование;
•    коллекционирование;
•    моделирование;
•    реализация проекта;
«интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады);
•    конструирование.

Понятно, что все вышеперечисленные формы организации разнообразных видов детской деятельности должны учитывать возраст детей и готовность педагога к такому взаимодействию.