Приветствую Вас Гость | RSS

21:45
Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО: "Моделирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС"

Педагогические коллективы разрабатывают модели организации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с основной общеобразовательной программой своей дошкольной образовательной организации. Основными задачами, стоящими перед каждым воспитателем, являются:

•    Наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
•    Проявить творческий подход к отбору содержания на основе интеграции образовательных областей и использования разнообразных методов и приемов.   

•    Включить в образовательный процесс больше разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.
•    Применять принцип вариативности в отборе тем, форм, средств, методов, ориентируясь на разнообразие и новизну. 

•    Исключить формализм, шаблонность, излишний дидактизм.
•    Внимательно, тактично относиться к ребенку, учитывать его возможности и способности.

Каждую из перечисленных выше задач можно прокомментировать, наполнив примерами педагогической деятельности. Содержание программы обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Какой же должна быть модель организации образовательного процесса в этих условиях?

Подсказки в ответе на этот вопрос можно найти в многочисленных публикациях из опыта работы лучших воспитателей, специалистов дошкольного образования.

Попытаемся найти ответ на этот вопрос в научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» (2005 г., авторы-разработчики: В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов), разработанной в Институте развития дошкольного образования РАО. В ней на основе глубокого анализа состояния дел в детских садах представлены три наиболее часто встречающихся модели организации образовательного процесса: учебная, комплексно-тематическая и предметно-средовая модели. В каждой из них выделены основания организации, проанализированы сильные и проблемные стороны.

Учебная модель
Организация образовательного процесса в ДОО строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеет свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому.

Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие или методику и приобретает вид «учебных пособий».
Привлекательность этой модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу.

Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Менее жесткой в этой модели становится организация предметной среды.
Набор тем придает систематичность образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен, скорее, на расширение осведомленности ребенка об окружающем.
Модель предъявляет высокие требования к общей культуре и творческому потенциалу взрослого.

Предметно-средовая модель
В этой модели содержание проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый выступает как организатор предметных сред, подбирает развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели - система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом, ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника.
Как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности трех моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании своей оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно,  использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей.

Обновление образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО

Взаимодействие воспитателя с детьми как основное условие развития детей  дошкольного  возраста

Все содержание и организация образовательного процесса должны быть направлены на формирование у дошкольников общей культуры, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств, на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

При комплексно-тематическом планировании важным вопросом является умение воспитателя отбирать темы для организации с детьми целостного педагогического процесса. Чтобы охватить все содержание, обозначенное в примерной образовательной программе и последовательном «проживании» его в разных видах детской деятельности, можно руководствоваться при отборе тем следующими факторами.

Первый фактор - реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники).

Второй фактор - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события.

Третий фактор - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это:  внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность.  (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?)

Четвертый фактор - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое - то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.
Всем известно, что взрослый волевым усилием может выполнять «неинтересную работу». Дошкольник не будет что-то делать, если деятельность не является его потребностью, а содержание ему не интересно. Именно интерес побуждает ребенка концентрировать свои силы на чем-то конкретном, быстро запоминать, усваивать, а затем проявлять осведомленность, часто поражая этой осведомленностью взрослых.

Вот почему так важно оценивать не только модель организации образовательного процесса, но и тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте.
В настоящее время в образовательном процессе выделяется два основных блока:
•    совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
•    свободная самостоятельная деятельность детей.

В процессе взаимодействия взрослого с детьми у ребенка происходит развитие способов (средств) действий, развивается познавательная мотивация и увлеченность, развиваются и транслируются культурные нормы - в том числе нормы взаимодействия с другими людьми.
В данном случае,  важное значение приобретают средства развития (методы, формы, материал), которые подбирает воспитатель для организации взаимодействия с детьми.

Н.А. Короткова  сформулировала четыре ключевых позиции, раскрывающих особенность организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
1)    включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

2)    добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

3)    свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при четко продуманной организации рабочего пространства для детей);

4)    открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Методическая литература к статьям из цикла «Обновление образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО

1. Белая К. Ю., Кондрыкинская Л. А. Рабочий журнал воспитателя детского сада. М.: Сфера! 2012.
2. Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Павлова Л. И. и др. Тематические прогулки в детском саду. М.: Перспектива, 2013.
3. Белая К. Ю., Теселкипа Н. В., Мурзина М. Р. и др. Организация проектной деятельности в ДОУ. М.: Перспектива, 2013.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2010.
5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. М.: Сфера, 2006.
6. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
7. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2007.
8. Свирепая Л. В. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты. М.: Линка-Пресс, 2010.
9. Чумичева P. M.Концептуальные основы перехода к качественно новому уровню дошкольного образования. РГПУ, 2007.
10. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / под ред. В.И. Слободчикова / В.И. Сло-бодчиков, Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов, И.Л. Кириллов. М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005.
11. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты. М.: Линка-Пресс, 2010. С. 27.