Приветствую Вас Гость | RSS

00:29
О пользе и вреде компьютерных игр

«Что наша жизнь? Игра!» - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что спустя несколько столетий игра будет сравниваться с жизнью, а не наоборот? Бытует мнение о вреде компьютерных игр для детей, который, в основном, связан с неумеренным их использованием, а также, агрессивным содержанием.

Детям до 6 лет не рекомендуется играть в компьютерные игры более чем 20 минут в день; с 7-8 лет это время можно немного продлить: 30-40 минут в день. А с 9-11 лет ребёнку можно безопасно проводить за компьютером около часа-полутора.

Компьютерные игры для детей обычно подразделяют на несколько классов: «бродилки», стратегии, «гонки», спортивные, ролевые.

Довольно пагубное влияние на психику ребёнка оказывают «бродилки»: от них довольно тяжело оторваться из-за их безостановочного сюжета. Причём информационная начинка в таких играх практически отсутствует.

Наименее воздействуют на психику детей различные спортивные игры и «гонки». Да, они не приносят вреда, но пользы от них также никакой.

Ролевые компьютерные игры опасны тем, что они могут заменить человеку реальную жизнь.

Если же говорить о «стратегиях», то в принципе они не наносят вреда. Психологи даже говорят о пользе таких игр (если играть в меру), так как они производят развитие мозга ребёнка при принятии решений.

Всем знаком термин «компьютерная зависимость». Есть много факторов, способствующих возникновению данной зависимости у детей, основная из них – доступность компьютера и выхода в социальные сети. Можно отметить и другие немаловажные факторы:

  • Трудности в общении со сверстниками, отсутствие друзей;
  • Неуверенность в себе, невозможность самовыражения;
  • Недостаток внимания со стороны родителей; отсутствие совместного досуга (например, выезд на природу, выход в театр, кино и т.п.);
  • Конфликтные взаимоотношения в семье (агрессивные, отчуждённые и т.п.);
  • Отсутствие у ребёнка устойчивых интересов (например, рисование, занятие спортом, коллекционирование и т.д.).

Психологи утверждают, что зависимость от компьютерных игр проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь и т.д. В среднем требуется не более полугода для её формирования.

Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Когда не остается сил бороться с чем-то, единственная возможность - убежать от проблемы, отвернуться от реальности. Так подсаживаются на наркотики или алкоголь. Также и мерцание монитора согревает забитую душу, унося её в мир грёз. И чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин - заставляющий работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В других ситуациях (например, в спортивных занятиях) этот гормон «подстёгивает» организм, заставляя нас делать все «быстрее, выше, сильнее», а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат - неврастения и непоправимые изменения в работе мозга.

Также с компьютерными играми связано огромное количество самоубийств. В 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, фатально увлекшихся игрой «Последняя Фантазия». В том же году широкий общественный резонанс приобрел суицид Шона Вуллей из США, «не вернувшегося» из игры. «Это было похоже на любую другую зависимость, - рассказала журналистам Элизабет, мать погибшего, - Ты либо умрёшь, либо сойдёшь с ума, либо выкарабкаешься. Мой сын умер.» После случившегося она создала программу по лечению игровой зависимости, которая в настоящий момент не справляется с потоком клиентов.

Чаще всего жертвами виртуальной реальности в нашей стране становятся дети и подростки - родители поощряют виртуальные приключения своих отпрысков, наивно думая, что это лучше дурной компании в подворотнях. Увы, учат убивать как раз компьютерные «стрелялки». Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребёнок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром. Поведенческие основы формируются в детстве.

Ученые утверждают, что увлекающий жестокими играми человек чаще совершает преступления и менее склонен помогать близким людям или проявлять сострадание. Научно доказано, что жестокие игры снижают чувствительность к жестоким сценам. Агрессивные видеоигры и сейчас используются для психологической подготовки солдат к боевым действиям.

В действительности хочется верить, что хороший родитель сумеет устроить воспитание своего ребёнка таким образом, что увлечение играми будет не чрезмерным, но и некоторая часть из них будет развивающей.

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у детей:

  • Будьте внимательны к своему ребёнку. Гораздо легче предупредить появление и развитие компьютерной зависимости, чем потом с ней бороться.
  • Первоначально необходимо выявить причины чрезмерного увлечения компьютерными играми, интернетом и т.п. (От чего или кого бежит ребёнок в виртуальный мир? Чего или кого не хватает ребёнку?)
  • Стремитесь максимально участвовать в жизни ребёнка.
  • Проявляйте интерес к его увлечениям и склонностям, поощряйте во всех начинаниях. Тем самым Вы будете способствовать успешной реализации ребёнка в различных сферах (учеба, социум, творчество, спорт).
  • Старайтесь разнообразить круг интересов и занятий ребёнка. Это будет способствовать удовлетворению острой потребности подростка в самовыражении в социально приемлемой форме.
  • Стремитесь вовлечь ребёнка в ту деятельность, которая так же способствует получению удовольствия, положительных эмоций, но без использования ИКТ: совместное проведение свободного времени (поездки, прогулки, занятия спортом, танцами, семейные праздники и т.п).
  • Постоянно подчеркивайте полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-Iine. Стремитесь формировать у ребёнка понимание того, что компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.
  • Используйте «живое» общение. Следует больше общаться с детьми на волнующие их темы. При этом рекомендуется занимать позицию равную ребёнку. Это будет способствовать не только профилактике рисков, связанных с ИКТ, но и развитию доверительных взаимоотношений.
  • Следите за тем, чтобы ребёнок уделял должное внимание физическим нагрузкам. Есть факт, что компьютерная зависимость реже появляется у людей, занимающихся спортом.
  • Следует делать акцент на том, что компьютер является лишь рабочим инструментом, помощником в выполнении учебных заданий, проектов, во взаимодействии с недоступными в определённый момент времени людьми, а не основным средством проведения досуга.
  • Требования к ребёнку относительно использования ИКТ должны носить последовательный, не противоречивый характер. Это позволить минимизировать конфликтные ситуации.
  • Показывайте свои чувства ребёнку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  • Старайтесь корректно использовать своё право на запрет. Вспомните народную мудрость - «запретный плод всегда сладок». Важно не ограничивать детей в их действиях, а объяснять, почему то или иное занятие для него не желательно.
  • Возможно заключение с ребёнком, так называемого, договора об использовании компьютера, Интернета. Причём, необходимо строгое соблюдение его пунктов обеими сторонами.
  • Никогда не торгуйтесь с ребёнком: «Сначала сделаешь уроки, а потом можешь поиграть».
  • Всегда оговаривайте время игры ребёнка на компьютере и точно сохраняйте эти рамки. Количество времени следует выбирать исходя из возрастных особенностей ребёнка.
  • Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.