Приветствую Вас Гость | RSS

12:09
«Экология взаимоотношений взрослых и детей»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

                                                                                                                                                                              (В. А. Сухомлинский).

Современный мир стремительно меняется, а вместе с ним меняются и дети. Сегодняшнее поколение это - поколение цифровых технологий: эрудированное, любознательное, развитое не по годам. Но! Общение детей, от самого рождения, с различными гаджетами накладывает отпечаток на их психику.  Появляются серьёзные проблемы со здоровьем, часто встречается задержка психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивность, различные речевые нарушения и т. п. Ценностные ориентиры современного мира часто оказывают разрушительное влияние на семью. Сегодня появились социально-скрытые неблагополучные семьи, где только внешне всё хорошо. Но на детей, крайне отрицательно влияет неблагоприятный эмоциональный климат в семье, неумение родителей решать конфликтные ситуации.

Современные педагоги все чаще говорят о кризисе традиционного детства, при котором взрослые не в состоянии выполнить одну из главных своих миссий – передать детям опыт прошлых поколений. Более того, родители и педагоги стали стремительно терять свой авторитет и средства воздействия на детей. Взять, к примеру, рядовое занятие в детском саду - сделать всё запланированное удаётся не всегда. Один ребенок «встал не с той ноги», другой медлительный, третий гиперактивный и т. п. Вот тут равновесие и теряется, срабатывают автоматические реакции: раздражение, нетерпение, вылетают слова критики в адрес «неугодных», тон повышается. Вряд ли такое занятие станет плодотворным. А что унесёт с такого занятия каждый ребенок? Какой социальный опыт получит? Как же быть?

В сложившейся ситуации, общение с детьми требует новых знаний и умений. Специалистам приходиться думать и искать, как подобрать ключики к маленьким непоседам, как повернуть их, бьющую ключом, энергию в нужное русло, и как получать результат и радость от общения с детьми? В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для развития его личности и сохранения здоровья. Они приводят сравнение с пищей и делают вывод, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие.

Зачастую, детский сад является вторым домом ребенка, а значит, как и семья, педагоги тоже должны выстраивать доброжелательные отношения со своими воспитанниками. Вот правила, которые специалисты советуют применять в работе с дошколятами.

Правило 1. Для активизации детей во время организационных моментов (когда убирают игрушки, переодеваются или переходят к другому виду деятельности). Детей нужно ограничивать во времени. Начать счет, например до «10», объявить соревнование «кто первый?» или подбодрить: «А, вот, Миша первым услышал мою просьбу и выполнил ее».

Правило 2. Когда вопрос касается послушания (точнее – непослушания) и дисциплины. Психологи предлагают: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, а не чем делая ему плохое». Для этого нужно придумать фрагменты занятий, которые будут создавать зону радости (любимые игры детей, сюрпризные моменты) и проводить их регулярно, чтобы дети ждали их и знали, что они наступят обязательно, если они не сделают чего-то очень плохого.

Правило 3. О чувствах взрослых. Как с ними быть? Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. НО! так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Например:

1) МНЕ трудно говорить, когда шумно.

2)Меня огорчает, когда дети небрежно выполняют задание.

Заметьте, эти предложения содержат личные местоимения Я, МНЕ, МЕНЯ. В психологии эти высказывания называются «Я - сообщениями», которые позволяют выразить негативные чувства в необидной для ребенка форме. А не «Почему ты шумишь?» или «Ну что ты не стараешься?». Здесь чувствуется выпад, обвинение и критика, на которые ребенок ответит обидой, защитой или дерзостью.

Правило 4. В образовательном процессе, когда дети чему-либо учатся, они делают ошибки. А давайте вспомним, как мы реагируем? С психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку или взрослому, который учится что-либо делать сам, нелепы. Как же научить, если не указывать на ошибки? Указывать на них нужно, но с особенной осторожностью. Не стоит замечать каждую ошибку, а замечание всегда надо делать на фоне общего одобрения.

1)Саша, ты хорошо знаешь слова песни, вот и пой громче, чтобы все услышали.

2)Посмотрите, ребята, как легко танцует Марина. А не «Саша, ну почему так тихо поешь!» «Ребята, зачем вы так топаете!».

Ребенку важно не только освоить умение и потренировать способность учиться, но важен и эмоциональный след от образовательной ситуации, и след на отношениях со взрослым. Это, как правило, получается не сразу. Всегда приходится трудиться, ломать свои привычки, стирать автоматические реакции. Такие правила можно применить не только в работе с детьми, но и в общении с коллегами и близкими. Реже станут возникать конфликтные ситуации, а если и будут случаться, то благополучно разрешаться.

О ЧЕМ ДЕТИ БУДУТ ПОМНИТЬ ВСЕГДА?

Если мы хотим, чтобы у наших детей в будущем были яркие воспоминания о детстве, то нам нужно делать не так уж и много:

1. Читать им. Да, это красиво уже само по себе, но в чтении ребенку есть и своя магия. Книги создают мир, частью которого становится каждый читающий. Поэтому не важно, сколько лет ребенку, нужно читать ему, читать вместе с ним, просто читать…

2. Слушать их. В современном быстротечном мире так легко сказать: «Подожди секунду, мне некогда!», а реальность такова, что ничего не изменится ни через секунду, ни даже через минуту, и ребенок так и остается без желаемого внимания. А когда мы вроде бы готовы выслушать, то ребенок уже или перехотел рассказывать или даже забыл, что хотел сказать. Дети просто хотят поделиться с родителями какими-то своими моментами. Да, для взрослых это все кажется неважным и ненужным, но для малышей это является приоритетным! Поэтому, прежде чем сказать ребенку подождать секунду, нужно подумать о том, что телефон, компьютер, социальные сети и телевизор не обидятся, не получат душевные травмы и ничего не забудут. А дети – да.

3. Обнимать их. Неважно, маленькие мы или большие, но мы все нуждаемся в объятиях. Каждый ребенок индивидуален, кто-то хочет быть затисканным, кому-то одного объятия будет более, чем достаточно, нужно просто обратить внимание на их потребности и не отказывать детям в них. Только не нужно спрашивать, обнять или нет! Скажите: «Я хочу тебя обнять!» и обнимайте. Объятия - это символ не только любви, но еще и уверенности, защиты и просто счастья.

4. Создавать семейные традиции. Например, устраивать раз в неделю ночь или вечер кино, когда вся семья, смотрит вместе фильм. И поверьте, это не будет просто просмотром фильма, когда речь идет о традиции!

5. Делить трапезу. Время летит быстро, готовка занимает много времени, а работа съедает все остальное. В силу разных графиков и просто желаний членов семьи, оказаться всем сразу за одним столом становится очень сложно. В результате дети перекусывают хлопьями, хот-догами, мороженым и т.д. Но даже не это самое страшное! Важно то, что отсутствие совместных трапез самым негативным образом сказывается на отношениях в семье, на доверительности и теплоте. Поэтому нужно выбрать хотя бы один прием пищи, будь то завтрак, обед или ужин, и всегда проводить его всем вместе, без вариантов.

6. Говорить им, что они самые любимые на свете. Детям так важно знать и помнить, что для своих родителей они избранные.

7. Праздновать! Опять же, все дети разные и достижения у них разные. Кто-то в 5 лет читает лучше, чем кто-то в 10 лет. Кто-то успешен в спорте, а у кого-то просто аллергия на мяч. Кто-то лучший ученик в классе, а кто-то занимается с репетиторами. Но у каждого ребенка есть что-то, что удается ему хорошо, и чем бы это ни было, родители должны это поддерживать и праздновать все достижения!

8. Играть вместе. Все дети любят играть, но взрослым эти забавы обычно кажутся неинтересными. Но нужно просто найти то, что будет приносить удовольствие всей семье - настольные игры, походы, рыбалка, отдых на природе, игровые виды спорта, езда на велосипеде, чтение, просмотр фильмов, любая деятельность, которая обеспечит веселое времяпровождение и объединит всех, создавая воспоминания, которые дети никогда не забудут.

9. Помнить о своих обещаниях. Да, мы столько всего обещаем и так часто забываем это сделать… А жизнь детей состоит из моментов, и эти ситуации становятся очень болезненными для них… Поэтому все те мероприятия, которые исключительно важны для ребенка - собрания, дни рождения, репетиции, конкурсы, спортивные соревнования, конференции, не должны быть забыты родителями никогда! И для детей станет самым важным именно тот факт, что о нем помнят, не забыли…

10. Любить их. Любовь порождает любовь. Но мало просто сказать ребенку, что вы его любите и потом продолжить его игнорировать, пренебрегать его желаниями и рассказами, отмахиваться от просьб. Любовь нужно показывать. Потому что только любовь порождает любовь.