Приветствую Вас Гость | RSS

22:27
Цифровая образовательная среда ДОУ

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей.

Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве, может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и, увы, недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. 

СЛАЙД 2
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало
неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.

СДАЙД 3
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Поэтому, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость.
Прежде всего, давайте попробуем понять, что же такое ЦОС?

СЛАЙД 4
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая
совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Цифровая образовательная среда образовательного учреждения ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных
ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Конечно, проще всего представить внедрение этой среды в
образовательную систему на уровне школы и далее, но, в настоящее время,
речь идет и об активном внедрении цифровых технологий на уроне дошкольного образования. Что же представляет собой ЦОС ДОУ?

СЛАЙД 5
ЦОС ДОУ включает:
• комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе
цифровые образовательные ресурсы;
• совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное
ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы;
• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих
развитие и воспитание дошкольников в современной информационно-образовательной среде.

СЛАЙД 6
Задачами ЦОС ДОУ является:
• создание единого информационного пространства для качественного
улучшения работы педагогического состава;
• использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности
педагогов ДОУ в ходе воспитательно-образовательного процесса;
• переход к безбумажному документообороту;
• обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к
• сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.

СЛАЙД 7
Назначение ЦОС ДОУ:
• создание ЦОС ДОУ направлено на улучшение организации управления
и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
• создание условий качественной подготовки методических,
педагогических, дидактических материалов;
• обеспечение доступа участников образовательного процесса к
информационным ресурсам;
• обеспечение возможностей участия в педагогических проектах,
выставках, конкурсах.
В сфере взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса ЦОС решают следующие задачи:
• обеспечение информационного взаимодействия всех участников
воспитательно-образовательного процесса;
• интеграция информационных потоков, характерных для основных
видов деятельности дошкольного учреждения;
• обеспечение взаимодействия между родителями (законными
представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
• создание условий дальнейшего развития информационного
пространства дошкольного учреждения.

СЛАЙД 8
В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит
организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические
средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.
По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную
среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.
Чтобы внедрение ИКТ действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, необходимо создание и соблюдение ряда условий:

СЛАЙД 9
1. Свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу (т. е. гаджет является лишь средством, позволяющим выстраивать коммуникацию в процессе его использования, но не заместителем живого, человеческого общения).
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С. Досани, П. Кросс, 2008), дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день, задерживается на год.
2. Обращение к «детским» видам деятельности.
В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей.
3. Самостоятельность ребенка.
В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.
Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него
4. Педагогическое сопровождение, организация деятельности детей.
Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но знакомство дошкольника с окружающим миром не носит случайный характер.
С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этом деятельности.
5. Поддержка детского творчества.
Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека.
В основе создания ЦОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ).

СЛАЙД 10
Таким образом, возникновение необходимости создания ЦОС,
выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ.
Информационно-коммуникативные технологии в условиях
современной информационно-образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они призваны способствовать повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.

СЛАЙД 11
Однако, не следует забывать о том, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.

Презентация