Путь к эффективному общению:
Активное слушание – Слышим и понимаем чувства друг друга
Вся наша жизнь проходит в общении. Оно окружает нас с рождения и воспринимается так же естественно, как воздух, которым мы дышим. Общение может быть полезным, эффективным – когда мы получаем внимание, заботу, а может быть и неприятным – вести к ссорам, конфликтам.
Вы когда-нибудь слышал подобные диалоги?
1. Нетерпеливый родитель: «Ну, сколько можно! Одевайся скорее! Мы опаздываем!».
Ребёнок не позволяет помогать и демонстративно старается сам.
Родитель: «Сколько можно повторять – собираться нужно заранее!»
Ребёнок шмыгает носом, его глаза начинают блестеть.
Родитель: «Ты ещё тут «нюни» распусти!...».
2. Родитель: «Как дела в садике?».
Ребёнок: «Нормально».
Родитель: «Чем сегодня занимались?»
Ребёнок: «Ничем… Чем обычно».
Родитель: «Я не понимаю, как можно заниматься «ничем» целый день!».
Подобные диалоги говорят о непонимании друг друга, встречаются в общении близких людей и заканчиваются по-разному, обычно, так же – непониманием.
Общение можно сравнить с пищей, т.к. оно может быть здоровым, а может быть вредным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнка, отношения между близкими людьми.
Что мешает эффективно общаться? Прежде всего, это – ПОМЕХИ В ОБЩЕНИИ
ПОМЕХИ
|
ВЫРАЖЕНИЯ
|
Приказы, команды
|
«Быстро выключи телевизор!»;
«Подошёл ко мне, сейчас же!»;
«Рот закрой!»…
|
Насмешки, обзывания
|
«Какой же ты смешной, когда «дуешься», как старый дед!»;
«Ну и нарядилась!»;
«Хватит орать, как дурак!»..
|
Готовые решения
|
«Я думаю, надо сделать так…»;
«А ты в следующий раз сделай по-другому»;
«А ты возьми и скажи…»…
|
Угроза, предупреждения
|
«В последний раз повторяю!...»;
«Придём домой – ты у меня «попляшешь!»;
«В следующий раз будет хуже!»…
|
Догадки, подозрения
|
«А ты случайно мне не врёшь?»;
«Молчишь? Понятно! Значит, виноват!»;
«Я тебя насквозь вижу!»…
|
Критика
|
«Вечно ты «копаешься»…»;
«Всё у тебя не как у людей»;
«Мог бы и лучше сделать!»…
|
Упрёки
|
«Ты меня совсем не жалеешь!»;
«Я так старалась, а ты всё испортил!»;
«Я только для тебя и живу!»…
|
Мораль, нравоучения
|
«Ты должен вести себя хорошо»;
«Каждый нормальный человек обязан…»;
«Девочки не дерутся».
|
Что помогает в общении? Прежде всего, - это АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Когда ребёнок жалуется на кого-то, хочет нам о чём-то рассказать или просто не слушается, - взрослые обычно предлагают свой вариант выхода из ситуации, или слушают «в пол оборота», или читают «нотации».
Как вы думаете, чего ожидают от нас дети в такие моменты?
Совершенно верно, ПОНИМАНИЯ!
Причины трудностей детей (и не только детей) в разных ситуациях скрыты в сфере чувств. Поэтому важнее ребёнка выслушать, понять, что он чувствует и сказать ему об этом. Здесь помогает активное слушание (понимающее слушание).
Активно слушать ребёнка – значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, обозначив его чувства.
Услышать чувство – проявить сочувствие.
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:
1. Визуальный контакт! Когда взрослый поворачивается к ребёнку и смотрит ему в глаза, для ребёнка это означает, что взрослый готов его слушать. Даже малыши чутко реагируют на сигналы нашего тела.
2. Повтор услышанного от ребёнка. Важно повторить, что сказал ребёнок, а потом обозначить его чувства. Чтобы не создалось впечатление передразнивания, можно перефразировать сказанное ребёнком.
Пример 1.
Ребёнок: «Он меня обидел. Я не буду с ним здороваться».
Взрослый: «Ты на него обиделся и не хочешь с ним здороваться».
Пример 2.
Ребёнок: «Он дерётся. Я не хочу с ним играть».
Взрослый: «Он тебя ударил, и ты с ним не дружишь».
3. Обозначение чувства ребёнка. Обозначить чувство – значит проявить сочувствие. Если мы говорим: «Я понимаю тебя и принимаю то, что ты переживаешь», то в ответ получаем благодарность и готовность общаться.
«Я вижу, что ты расстроен»;
«Я понимаю, что тебя это злит»;
«Тебе страшно»;
«Ты плачешь от обиды»;
«Тебя это сердит»;
«Ты рад» и т.п.
4. О чувствах говорим в утвердительной форме. Предполагается, что вопросительная форма («Ты обиделся?»; «Рассердился, что ли?») не содержит сочувствия.
5. Между фразами делаем паузы. Это время принадлежит ребёнку. Не стоит «забивать» его замечаниями. Пауза помогает разобраться ребёнку в переживаниях и почувствовать, что мы рядом и готовы выслушать и поддержать.
Потренируемся? Постарайтесь обозначить чувства, а потом сформулировать свой ответ ребёнку. Варианты решений найдёте в конце консультации.
Ситуации и слова ребёнка
|
Чувства ребёнка
|
Ответ взрослого
|
Испортили рисунок. Ребёнок жалуется: «Миша испортил мой рисунок! Пролил на него воду!».
|
|
|
Ребёнку сделали укол. Он плачет: «Врач плохой!».
|
|
|
Ребёнок отказывается выполнять задание: «Я не буду это делать! Я не знаю, не понимаю!».
|
|
|
Ребёнок: «Я быстрее всех справился с этим заданием!».
|
|
|
Ребёнок плачет, что заболел и ёго не поведут на праздник.
|
|
|
Ребёнок разочарован содержанием подарка.
|
|
|
Итак, что даёт полезного предложенная техника активного слушания?
1. Исчезает отрицательное переживание. Ребёнок быстрее успокаивается. Учится регулировать своё эмоциональное состояние.
2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его выслушать, начинает больше рассказывать о себе. Появляется доверие между близкими людьми!
3. Ребёнок учится сам решать свои проблемы. Взрослый не навязывает свои варианты выхода из ситуации.
4. Ребёнок учится проявлять сочувствие, в том числе, и к своим родителям. В целом, улучшаются взаимоотношения между близкими людьми!
Иногда мне задают вопрос: «Применяя эту технику, взрослый добьётся от ребёнка желаемого поведения?».
Мой ответ: «Этот способ общения позволяет установить контакт с ребёнком. Есть много других способов для формирования желаемого поведения у детей. Одному из них (формирование «Я-высказываний») будет посвящена одна из последующих консультаций».
ВЫ ГОТОВЫ ПРИМЕНЯТЬ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ?
Ситуация и слова ребёнка
|
Чувства ребёнка
|
Ответ взрослого
|
Испортили рисунок. Ребёнок жалуется: «Миша испортил мой рисунок! Пролил на него воду».
|
Обида,
злость
|
Ты расстроен, ты старательно рисовал, а Миша залил его водой.
|
Ребёнку сделали укол, он плачет: «Врач плохой!».
|
Боль, ребёнок рассердился
|
Тебе больно, ты рассердился на доктора.
|
Ребёнок отказывается от выполнения задания: «Я не буду это делать! Я не знаю, не понимаю!».
|
Неуверенность;
Раздражение
|
Ты не уверен, что у тебя получится.
|
Ребёнок: «Я быстрее всех выполнил задание!»
|
Радость
Гордость
Восторг
|
Ты очень рад и гордишься своим успехом.
|
Ребёнок плачет, от того что заболел и ему не удалось побывать на утреннике.
|
Обида
Грусть
|
Ты расстроен, что не удалось пойти на праздник со всеми.
|
Ребёнок разочарован содержанием подарка.
|
Разочарование
Досада
|
Я понимаю твои чувства, ты разочарован, ты хотел получить что-то другое.
|
|