Тема: «Профессии артистов цирка»
Цель: Совершенствование знаний, умений и навыков детей по разделу «обучение грамоте».
Задачи:
1. Расширять представления детей о профессиях цирковых артистов.
2. Обобщать знания детей о звуковом анализе слов.
3. Закреплять умения определять место звука в слове, делить слова на слоги.
4. Развивать коммуникативные навыки при работе в малых группах.
5. Воспитывать у детей чувство взаимовыручки, отзывчивости.
Материалы и оборудование: проектор, плакат – схема арены, картинки артистов цирка, мячи, картинки, в названии которых есть звук [Р], картинки с изображением животных, карточки – задания, фишки для звукового анализа слов, ручки, карточки- схемы «Смайлики», плакат - схема для дифференциации звуков [Ж] и [Ш].
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал, стоят в центре зала.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
(звучит цирковая музыка)
Воспитатель: Ребята, что это за музыка? Где мы могли ее слышать? (мы слышали такую музыку в цирке).
Воспитатель: Что такое цирк? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, цирк – это место, где выступают цирковые артисты, которые показывают красивые, интересные и яркие номера. Какие артисты выступают в цирке? (ответы детей)
2. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Да, мне тоже нравятся цирковые представления. В цирке всегда шумно, весело, горят разноцветные огни, и громко звучит музыка.
А представьте себе ситуацию: собираетесь вы на представление, а представление отменяется. И как вы думаете, почему? Без кого представление не может состояться? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте разбираться. Предлагаю поиграть в цирк. Попробуем себя в роли разных артистов цирка, может тогда станет понятно без кого не может состояться представление. Как называется сцена в цирке? (арена)
Воспитатель: Какую форму она имеет? (круглую)
Воспитатель: Правильно. А вот и наша арена.
Воспитатель вешает на доску плакат цирковой арены.
Воспитатель: А кто же будет объявлять цирковые номера? Как называется человек, который объявляет артистов в цирке? (ответы детей)
Воспитатель: Такой человек называется конферансье. Сегодня конферансье буду я. У меня даже есть волшебная шляпа, которая мне поможет. Как она называется? (цилиндр)
Воспитатель: Я буду доставать из цилиндра предметы, а вы попробуете отгадать, кому из цирковых артистов этот предмет принадлежит. Итак, представление начинается.
Воспитатель достаёт из цилиндра маленький шар и объявляет номер.
Воспитатель: Первым номером нашей программы выступают артисты, которым для работы необходимы шары. Как вы думаете, кто это? (жонглёры)
Воспитатель выставляет на арену картинку жонглёра.
3. Дидактическое упражнение «Жонглеры»
Воспитатель: Что делают жонглеры? (Подбрасывают разноцветные шарики).
Воспитатель: Правильно, мы тоже будем жонглировать, но только теми шарами, на которых есть картинка, в названии которой есть звук [Р].
Возьмите шарики, на которых изображены предметы со звуком [Р], назовите изображение и определите позицию звука в слове. Опустите мяч в корзину, соответствующую данной позиции: 1- начало слова, 2 – середина, 3 – конец слова.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Интересное представление устроили жонглеры. Как вы думаете, если бы номера жонглеров не было в программе, что тогда? (ответы детей)
Воспитатель: Продолжаем наше представление.
Воспитатель опускает руку в цилиндр и достаёт кусок пазла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это? Может быть, этот кусочек пазла нам как – то поможет потом. Давайте его сохраним.
Воспитатель снова опускает руку и достает из цилиндра «волшебную палочку»
Воспитатель: Посмотрите, это настоящая волшебная палочка. Что она делает? (творит чудеса)
Воспитатель: А кто творит чудеса в цирке? (фокусник)
Воспитатель: И следующим номером нашей программы выступают «Фокусники»
Воспитатель выставляет на арену картинку фокусника.
4. Упражнение «Фокусники»
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Перед вами карточки с различными изображениями. Вам нужно составить слово из первых букв названий этих изображений. Затем провести звуковой анализ получившихся слов.
Какие слова у вас получились? (ответы детей)
Опрос нескольких детей, проверка ─ трое детей выполняют задание у доски.
Воспитатель: Молодцы. Скажите, а если бы в цирке не было фокусников, что тогда? (ответы детей)
Воспитатель: Животные как – то связаны с цирком? (ответы детей)
Воспитатель: Как называют людей, работающих с животными в цирке? (дрессировщик)
Воспитатель: Правильно, дрессировщики работают с разными животными: экзотическими, дикими, домашними. Они обучают животных выполнять различные команды и трюки. И следующими, на арене цирка выступают отважные дрессировщики.
Воспитатель выставляет на арену картинку дрессировщика
5. Упражнение «Акробатическая пирамида»
Дети стоят у доски
Воспитатель: Вам нужно построить из разных животных акробатическую пирамиду. Пирамида будет не обычная, а слоговая: в самом нижнем ряду стоят животные, в названии которых 3 слога. Как это определить? (ответы детей)
Во втором ряду стоят животные, название которых можно разделить на 2 слога.
И на самом верху пирамиды стоит животное, в названии которого 1 слог.
Дети у доски строят слоговую пирамиду из карточек с изображением животных.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Как вы думаете, представление без дрессировщиков было бы интересно? (ответы детей)
Воспитатель: После такого напряженного номера, думаю нам нужно немного отдохнуть.
Воспитатель опускает руку в цилиндр и достаёт кусок пазла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут сразу 2 кусочка пазла. Их мы тоже сохраним.
Воспитатель снова опускает руку и достает из цилиндра «нос клоуна»
Воспитатель: Ребята, вы узнаете этот предмет? (это нос клоуна)
Воспитатель: Правильно, а что делают клоуны? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия клоуна, наверное, самая сложная в цирке. Клоун должен уметь все: жонглировать, показывать фокусы, делать различные трюки. Клоуны должны уметь показывать разные эмоции. Сейчас вы станете клоунами и покажите свои номера. Для этого вам нужно разделиться на группы.
Дети делятся на три группы.
Воспитатель выставляет на арену картинку клоуна.
6. Физкультминутка «Клоуны»
Дети стоят в центре зала.
Каждой группе предлагается карточка-схема, по которой дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Веселые из вас получились клоуны.
Воспитатель опускает руку в цилиндр и достаёт кусок пазла.
Воспитатель: Ребята, еще кусочек пазла.
Воспитатель снова опускает руку и достает из цилиндра сетку.
Воспитатель: Что это? (ответы детей)
Воспитатель: Я поняла, это страховочная сетка. Как вы думаете, кому из артистов цирка, она нужна? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, воздушным гимнастам. Это настоящие спортсмены, исполняющие различные упражнения на большой высоте под куполом цирка. Они очень гибкие, пластичные и смелые люди.
Воспитатель выставляет на арену картинку воздушного гимнаста.
Воспитатель: А чтобы вам было понятнее, приглашаю вас в зрительный зал.
7. Игра «зрительный зал»
Воспитатель: Чтобы занять место, вам необходимо приобрести билет. Билет – это ответ на вопрос.
- В первый ряд сядут те дети, кто назовет местоположение щенка относительно будки (карточки «Предлоги в картинках»)
- Во второй ряд сядут те, кто назовет свои социальные роли.
Презентация «Воздушные гимнасты»
Слайд 1 «Воздушные гимнасты»
К воздушной гимнастике относятся цирковые номера, выполняемые на различных снарядах подвешанных под куполом цирка.
Опасный трюк - это король цирковой программы, воздушные гимнасты, рискуя порой даже своей жизнью, стараются его выполнить. Поэтому этот жанр считается самым зрелищным и завораживающим в цирковом шоу. Смотрите сами.
Слайд 2 «Опасный трюк» (видео)
Воспитатель: Поскольку номера воздушных гимнастов очень опасны, им для работы обязательно нужна страховка. И первым делом нужно натянуть страховочную сетку.
8. Дидактическое упражнение «Сетка»
Дети стоят у мольберта.
Воспитатель: Для того чтобы натянуть сетку, вам нужно объединить картинки, в названии которых есть звуки [Ш] и [Ж], и которые подходят друг другу по смыслу.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Ребята, как вы считаете, нужны ли выступления воздушных гимнастов? (ответы детей)
Воспитатель: Продолжаем.
Воспитатель опускает руку в цилиндр.
9. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а цилиндр пуст. Значит, наше представление подошло к концу. Посмотрите на арену. Скажите, теперь вы можете ответить на вопрос: кто же такой важный в цирке и без кого не может состояться представление? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что за кусочки пазла мы нашли, давайте соберем его, может он поможет нам ответить на наш вопрос.
Дети собирают пазл.
Воспитатель: Ребята, да это же билет на цирковое представление, которое состоится в нашем детском саду через 3 недели. Кому в цирке нужны билеты? (зрителям)
Воспитатель: Для кого выступают артисты? (для зрителей)
Воспитатель: Посмотрите на зрительный зал. Он пуст. Кого здесь не хватает? (зрителей)
Воспитатель: А если зрителей нет, сможет состояться представление? (нет)
Воспитатель: Вот мы и ответили на вопрос: «Без кого не может состояться представление?» (без зрителей)
Дети прикрепляют на арену картинки зрителей.
Воспитатель: Все артисты достойны комплиментов,
И для них должны всегда звучать аплодисменты!
10. Итог
Воспитатель: Ребята, вы все были дружные, активные и находчивые. Вы были настоящими артистами цирка.
Упражнение «Аплодисменты»
Давайте поблагодарим аплодисментами каждого участника нашего представления. |