Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов.
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Взрослый и ребёнок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок")
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Кольцо"
• кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
• то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
• те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
"Пальцы здороваются".
• соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
• выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
• то же левой рукой;
• то же двумя руками.
"Человечек".
• указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
• те же движения производить пальцами левой руки;
• те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").
"Коза"
• вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
• то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
• то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук.
"Очки"
• образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
"Зайчик"
• вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
• то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
• то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук.
"Деревья"
• поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
"Птички летят"
• пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз.
"Сгибание-разгибание пальцев"
• поочерёдно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;
• выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;
• выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;
• согнуть пальцы правой руки в кулак, поочерёдно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
• выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
• выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
"Бочонок с водой"
согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
"Миска"
• пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.
"Крыша"
• соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук.
"Цветок"
• руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы.
"Корни растения"
• прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;
"Бабушка печёт блины"
• одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печёт блины, очень вкусные они";
• кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
• положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.
"Кулак-ребро-ладонь"
• на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.Развитию ручной моторики способствуют также:
• Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
• Нанизывание бус, бисероплетение;
• Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
• Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
• Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
• Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Массаж рук
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3. Упражнение "Сорока-белобока"
4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
8. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
|