Тема: «Игры и игровые упражнения по звуковой культуре речи на занятиях по физической культуре»
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи
Актуальность
С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением и просто общением. Поэтому на занятиях физкультуры помимо развития физических качеств нужно уделять внимание звуковой культуре речи. Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть педагог. Детям необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры.
- Приветствие педагога на занятии.
- Пальчиковая гимнастика в вводной части занятия.
- Речевки, девизы, считалки.
- Художественное слово или речевые приемы
- Комментирование своих действий во время занятий
- Речевые подвижные игры
«Пальчиковая гимнастика»
Существует мнение известного философа Канта, он считал, что Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.
Поэтому уровень звукового развития речи ребенка зависит от того насколько развита у него мелкая мускулатура.
И поэтому на занятиях нужно проводить с детьми пальчиковую гимнастику
Вот одна из них:
Жук, жук, ( сжимать, разжимать кулачки) пожужжи (крутим руки вперед)
Где ты прячешься скажи (Ладошка одна вверх, другая поперек)
Жу,жу,жу (крутим руки вперед)
Жу,жу,жу (крутим руки назад)
Я под листиком сижу ( одна рука сверху, как зонтик
«Речевые приемы или художественное слово»
Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «гуси шипят», лошадки идут (цокают), самолеты летят, насосы качают и т. д.
Название вызывает зрительное представление о движении, и дети правильно его выполняют и комментируют. Названия сокращают время, которое тратится на то, чтобы объяснить упражнение или напомнить, как надо его выполнять.
Такие речевые приемы способствуют развитию речевого аппарата, улучшение звукопроизношения.
«Выполнение основных движений с комментированием»
Дети выполняют основные движения, комментируя свои действия во время занятий:
1. Я беру мяч, я бросаю мяч…..
2. 2 шага вперед, 1 шаг назад….
3. Я иду по канату правым боком….
4. Я бросаю мяч в цель…..
5. Я ползу по скамейке прямо ...и.т.д
Дети берут по мячику и на каждый слог перекладывают его из одной руки в другую проговаривают.
ША-ША-ША, ШИ-ШИ-ШИ, ШУ-ШУ-ШУ, ШО-ШО-ШО .Комментирование позволяет детям повысить словарный запас, улучшается дикция детей, звукопроизношение.
«Считалки, речёвки, девизы.»
Приветствие на занятии, считалки, речевки, девизы – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Все это способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
«Речевые подвижные игры»
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначало рассказывает взрослый, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры это один из методов стимулирования и развития речи дошкольников, они научат детей быть внимательными к своей речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки разовьют выразительность речи.
Игра «Брось-назови!»
Взрослый бросает мяч ребенку и просит
ребенка назвать что то на определенную тему:
Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр
когда тот бросает мяч обратно.
«Рефлексия»
Под спокойною музыку, дети лежа на полу по своему настроению, желанию, характеру фантазируют, представляют и рассказывают, делятся своими ощущениями:
Где они?
С кем они?
Что делают?
Кого видят или хотят увидеть.
Все это повышает словарный запас детей и развивает речь.
Вывод:
В течении занятий по физической культуре дети обогащают свою речь. У детей активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас. Дети приобретают навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно — усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спорта. На вдохе руки поднимаются вверх, на длинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются вниз.
|