Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические Разработки » Методические Разработки

Самообслуживание

Тема: Самообслуживание – как основа формирования трудолюбия младшего дошкольного возраста

Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков:

1. Навыки опрятности.

2. Навыки приема пищи.

3. Навыки одевания и раздевания.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Ребенок может выполнять тот или иной навык, но не соблюдать определенные последовательные действия. Может выполнять хаотично, пропускать действия. Так, каждый навык включает в себя выполнение определенных последовательных действий.

1.Навыки опрятности:

Умывание:

—  Завернуть рукава.

—  Проверить температуру воды.

—  Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.

—  Смыть мыло под струей воды, побуждая к самостоятельным действиям.

—  Вымыть лицо.

—  Высморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю (с усилием «выдуть» струю воздуха).

—  Еще раз обмыть водой руки.

—  Закрыть воду.

—  Снять полотенце.

—  Насухо вытереть лицо и руки.

Пользование зубной щеткой:

— Взять тюбик с зубной пастой, открыть крышку.

— Взять зубную щетку щетиной вверх, чтобы щетина находилась между большим и указательным пальцами правой руки.

— Намочить щетку под струей воды.

— После этого, держа в левой руке тюбик с пастой, переместить его отверстие на начало ряда щетинок.

— Осторожно выдавливая пасту, двигать тюбик по краю щетины до конца ряда, при этом контролировать действие большим и указательным пальцем правой руки.

— Закрыть тюбик с пастой.

— По завершению, не переворачивая зубную щетку щетиной вниз, поднести её ко рту.

— Почистить верхние и нижние зубы.

— После окончания пользования зубной щеткой промыть щетину под струей воды.

— Убрать щетку в стаканчик.

— Прополоскать ротовую полость кипяченой водой.

Пользование полотенцем:

—  Снять полотенце с крючка.

—  Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.

—  Ровно держа полотенце посередине, под нести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.

—  Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из—под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

—  Поменять руки местами.

—  Пользование носовым платком:

—  Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

—  Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

—  Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.

—  Самостоятельно доставать платок из кармана (в случае необходимости обращаться за помощью).

—  Разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

—  Обращать внимание на чистоту носового платка.

Пользование расческой:

—  Знать свою расческу и место, где она лежит.

—  Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.).

—  Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

2. Навыки приема пищи

Пользование столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

Пользование ложкой:

—  Ложку взять тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки.

—  Зачерпывать пищу не к себе, а от себя.

—  Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.

—  Поднять вертикально до уровня рта.

—  По прямой направить ложку в рот.

—  Ложку необходимо подносить не сужающейся, а боковой стороной.

—  Брать еду с ложки губами, а не языком.

Пользование вилкой:

—  Вилку надо держать тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

—  Держать вилку наклонно, а не перпендикулярно тарелке.

—  Поднять вертикально до уровня рта.

—  По прямой направить вилку в рот.

—  Брать еду с ложки губами, а не языком.

— Пользование ножом:

—  Не согнутый указательный палец правой руки кладется на ручку ножа так, чтобы конец пальца не доходил до лезвия.

—  Большим пальцем поддерживается нож сбоку, а остальные слегка согнутые пальцы поддерживают ручку снизу, прижимая конец к ладони.

3. Навыки одевания и раздевания:

Навыки раздевания

—  Снять варежки.

—  Снять шапку.

—  Снять ботинки.

—  Закончить расстегивать молнию, начатую взрослым.

—  Снять расстегнутую куртку.

—  Стащить с себя через голову свитер, футболку.

—  Спустить и стащить с себя штаны.

Навыки одевания

Одевание футболки, джемпера:

—  Взять футболку (джемпер) в обе руки.

—  Определить изнаночную и лицевую сторону (швы на изнаночной стороне).

—  Определить перед и зад (сзади находиться бирка).

—  Расположить футболку (джемпер) задом к себе.

—  Просунуть голову в ворот, а руки в рукава джемпера или футболки

—  Надеть рубашку, не застегивая ее.

—  Застегнуть разъемную молнию (взрослый соединяет замок).

Надевание колготок:

—  Взять колготки обоими руками за резинку.

—  Найти изнанку и лицо (лицо снаружи).

—  Найти 3 шва сверху (один спереди, 2 сзади).

—  Примерить колготки. Повернуть колготки двумя швами к себе.

—  Собрать чулок в гармошку, надеть на ножку носок.

—  Дотянуть первый чулок до колена.

—  Взять другой чулок.

—  Встать и колготки натянуть до пояса.

Надевание обуви (сандалий):

—  Поставить обувь, так, чтоб они смотрели друг на друга.

—  Пальчиками левой руки придерживать пряжку застежки, а пальчиками правой – держать ремешок почти за краешек.

—  Просунуть ремешок в пряжку и отодвинуть его назад.

—  Потянуть ремешок в сторону, а теперь указательным пальчиком левой руки просунуть «язычок» в нужную нам дырочку.

—  Теперь кончик ремешка вставить в металлическую петельку пряжки, чтобы получились «воротики».

—   Нажать пальцем на «воротики», чтобы ремешок проскочил.

Навыки самообслуживания, в частности — навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, дома.

Категория: Методические Разработки | Добавил: OLE4K@ (10.12.2017) | Автор: Кулагина О.Н.
Просмотров: 20

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz