21 ноября в 17.00 в музыкальном зале детского сада состоялось общее родительское собрание на тему: "Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в развитии дошкольников"
Повестка дня:
1. Здоровьесберегающие технологии в развитии дошкольников. (Куликова А.С., заведующий МБДОУ детский сад № 6)
2. Показ занятия по реализации муниципальной подпрограммы «Крепыш». (Лапшова А.А., инструктор по физической культуре)
3. Практический показ гимнастики пробуждения после дневного сна. (Герсенок Н.А., воспитатель старшей группы № 3)
4. Презентация «День здоровья в детском саду» (Шамина Т.С., заместитель заведующего по воспитательно–образовательной работе)
1. Выступление заведующего МБДОУ детский сад № 6 Куликовой А.С., на тему: «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в развитии дошкольников».
"Мы вступили в 21 век, цивилизация за короткий период сделала колоссальный виток в развитии, люди побывали на луне, изобрели компьютеры пятого поколения и … растеряли свое здоровье.Сегодня проблема ухудшающегося здоровья детей и взрослого населения становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят уже сегодня о психической, биологической и физической деградации нации.
Волнует ли вас данная проблема? Что является причиной ухудшения здоровья человечества?
• Неправильное протекание беременности, слабая система родовспоможения.
• Экологическое неблагополучие.
• Тяжелые социальные потрясения в обществе.
• Низкий уровень развития института брака и семьи.
• Массовое распространение алкоголизма, наркомании, курения.
• Неправильное питание и уход за ребенком в раннем возрасте.
• Недостатки в системе здравоохранения.
Существует градация факторов, влияющих на здоровье человека в процентном отношении.
• Наследственность определяют здоровье на 20%.
• Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%.
• Деятельность системы здравоохранения – на 10%.
• Образ жизни человека – на 50%
И ученые, и практики занимаются проблемой здоровья населения. Эти же вопросы волнуют и педагогов практиков дошкольных учреждений.
Согласитесь, что в детских садах всегда сохранению и укреплению здоровья детей уделялось особое внимание. Во все времена это было и остается приоритетным направлением деятельности детских садов.
Визуально очень трудно без грамотной диагностики определить отклонения в развитии маленького ребенка. Они как бы замаскированы детской живостью, подвижностью. Ребенок не замечает своего нездоровья, и взрослые совершенно о нем не подозревают. Лишь когда появляются явные признаки нарушений, принимаются меры. Чаще всего это происходит к концу дошкольного возраста или в младшем школьном возрасте. Но чем старше ребенок, тем труднее привести его развитие в норму. (Так, например, бесполезна коррекция недостатков речи после 10-ти лет, а умственного развития – после 12-ти).
Выделяют 5 групп детей по состоянию здоровья:
1 группа
Здоровые дети с нормальным уровнем физического, нервно-психического развития, без патологическихотклонений, функциональные показатели в норме (пульс, дыхание, давление), нет отклонений в поведении. Устойчивость к ОРВИ хорошая (1-3 заболевания в год), нет хронических заболеваний.
2 группа
Здоровые дети, но с некоторыми отклонениями, последствиями травм или операций. Так, могут быть признаки дисгармоничного развития (отставание или превышение массы тела). В функциональных пробах, поведенческих реакциях и нервно-психическом развитии начальные признаки отклонений имеются. Снижена устойчивость к ОРЗ (4-7 заболеваний в год). Могут наблюдаться непостоянные патологическое отклонения (аллергия, аденоиды, миндалины и т.п.).
3 группа
Дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, с редкими обострениями, сохранными или компенсированными функциональными возможностями. Может наблюдаться выраженное дисгармоничное развитие, низкая устойчивость к заболеваниям (более 6-ти случаев ОРВИ в год).
4 группа
Дети с хроническими заболеваниями в активной стадии, с частыми обострениями, требующие поддерживающего противорецидивного лечения 2 раза в год. Физические недостатки и последствия травм, операций, заболеваний ограничивают возможности нахождения данных детей в общем режиме детского сада.
5 группа
Дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, требующие постоянной терапии, с непрерывным рецидивирующим течением заболеваний или с частыми обострениями, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма. Это могут быть дети-инвалиды либо дети со значительным ограничением возможностей труда, обучения, самообслуживания.
Итак, детские сады, как правило, посещают дети 1,2,3 групп здоровья. 4 и 5 группа здоровья нуждается в оперативном лечении, госпитализации, санаторном длительном лечении, уходе в домашних условиях.
Так что же такое здоровье?
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Согласитесь, что большинство из нас придерживается определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.
Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек"не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".
Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча не станет забалтыванием проблемы, а поможет реально взглянуть на проблему здоровьесберегающих технологий в практике ДОУ.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?
Это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и развития у него осознанного отношения к своему здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• валеологического просвещения родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду
Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии?
• развитие физических качеств, двигательной активности
• становление физической культуры дошкольников,
• дыхательная гимнастика,
• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса:
1. Физкультурные занятия - это организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и один раз на прогулке.
2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса дет
3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических напряжений.
4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук
5. Артикуляционная гимнастика - это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
6. Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.
7. Двигательно-оздоровительные физкультминутки - это динамические паузы для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.
8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения.
9. Коррегирующая гимнастика - это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.
10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
11. Физкультурные прогулки.
12. Физкультурные досуги
13. Спортивные праздники
Обеспечением эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка в семье, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, какой образ жизни ведут родители ребенка зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
2. Показ занятия по реализации муниципальной подпрограммы «Крепыш». (Лапшова А.А., инструктор по физической культуре)
Занятия по реализации муниципальной подпрограммы «Крепыш» проводятся с детьми подготовительных к школе групп № 1, 8, 11. Все дети в группе делятся на две подгруппы. Занятия проводятся в понедельник и среду с 15.30 до 17.00. Каждая подгруппа занимается 1 раз в неделю в течении 30 минут. Все занятия проводятся под музыку. Ведет занятия Лапшова А.А., педагог высшей квалификационной категории. В нашем детском саду такие занятия проводятся второй год.
3.Практический показ гимнастики пробуждения после дневного сна (Герсенок Н.А., воспитатель старшей группы № 3)
Гимнастика пробуждения проводится с детьми 3-7 лет во всех возрастных группах, кроме группы № 5(1 младшая). Гимнастика включает в себя 3 этапа.
1 этап – пробуждение, дыхательная гимнастика со звуковым или без сопровождением.
2 этап – коррегирующая ходьба по коврикам, дорожкам с камешками, палочками, пуговицами, т.е по раздражителям стопы.
3 этап – полоскание горла солевым, травяным раствором в чередовании по согласованию с медицинским работником.
Показывает воспитатель 1 квалификационной категории Герсенок Н.А. с детьми старшей группы № 3.
4. Презентация «День здоровья в детском саду» (Шамина Т.С., заместитель заведующего по воспитательно – образовательной работе)
День здоровья в детском саду проводится 2 раза в год: в начале осени и зимой (в зависимости от погодных условий). Участвуют все дети детского сада. В этот день педагоги планируют экскурсии, целевые прогулки, заранее обследуют маршрут движения, места остановок, наблюдений, игр. Дети подготовительных к школе групп в этот день идут на длительное расстояние (до 7 км). Раньше это были походы в ДОК под шлюзовой мост, последние 3 года дети подготовительных к школе групп ходят в поход, местом привала является набережная около шлюзового моста. Берут с собой сухой паек из дома. На привале кушают, играют, взрослые проводят с детьми конкурсы строя и песни, подвижные игры, инсценировки. По пути наблюдают за строениями архитектурных зданий, природой, дорожным движением. С веселым настроением, песнями и криками «Ура! Мы дома» возвращаются в детский сад. Как это было в этот раз Вы увидите в презентации. смотреть здесь
|