Приветствую Вас Гость | RSS

20:09
Развитие представлений о важности гигиенической и  двигательной культуры,  о здоровье и средствах его укрепления

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития воспитанника. В это время закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья воспитанника, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.

ВАЛЕОЛОГИЯ — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение воспитанников основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.

Вопрос об обучении ребенка дошкольного возраста сознательному отношению к своему здоровью — важная проблема. Самое интересное и непонятное для ребенка — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет? Это только часть вопросов, которые задает ребенок любого возраста. Ответить самостоятельно на них, он не может, воспитаннику нужна помощь взрослого, т.е. педагогов и родителей.

Просвещение воспитанников и родителей это развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Организованная образовательная деятельность может быть построена по пяти направлениям.

Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления воспитанников со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у воспитанников элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

Раздел «Золотые правила питания. Овощи и фрукты – полезные продукты» предполагает дать воспитанникам представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Так же дать воспитанникам представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека. Закрепить у дошкольников правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

Раздел «Откуда берутся болезни. Помоги себе сам»,  из которого дети дошкольного возраста узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью. Так же формирование первоначальных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу полиции, скорой помощи, пожарную службу. Этот раздел в большей степени изучается старшими дошкольниками.

Раздел «Человек и природа» знакомит воспитанников с охраной окружающей среды, с правилами поведения на природе, учит различать и называть лекарственные и ядовитые растения и грибы.

Для реализации поставленных целей используются традиционные методы и инновационные технологий, такие как Су- джок терапия, дыхательные упражнения Коцудзо – Ниши, различные виды проектов. Несколько подробностей о каждом методе.

Су - Джок терапия это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах («су» — кисть, «джок» — стопа)». Они являются, по мнению автора системы Су Джок, профессора Сеульского «пультом дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Главное же заключается в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму ребенка никакого вреда. Оно просто не дает желаемого результата. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу воспитанника.

Суть Су-Джок терапии состоит в том, что:
•    во-первых, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но им характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему
•    во – вторых, детям дошкольного возраста нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Одни из нетрадиционных методов здоровьесбережения воспитанников является работа над правильным дыханием – комплекс дыхательных упражнений, созданных японским ученым, профессором Кацудзо Ниши. Профессор утверждает: «чтобы научиться дышать правильно, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания». Научившись контролировать дыхание, мы получим в свои руки контроль над здоровьем организма. При выполнении комплекса упражнений с воспитанниками необходимо учитывать, что самомассаж необходимо выполнять ежедневно, чтобы достичь положительных результатов. Для выполнения упражнений необходимо всего 7–10 минут.

К числу примеров инноваций, наиболее успешно реализуемых в ДОУ с учетом ФГОС, относятся так же проекты — проблемные воспитательные задачи, участие в реализации которых обеспечивает формирование широкого круга компетенций дошкольников — от расширения познаний об окружающих предметов и явлений до развития навыков слаженного командного взаимодействия. Дети познают мир в ходе исследований, начиная с неосознанного тактильного знакомства с окружающими предметами и постепенно переходя к осмысленному экспериментированию.

Работая в детском саду, и организуя с детьми дошкольного возраста ООД и различные виды деятельности по формированию у них представлений о здоровом образе жизни, педагог понимает, что первыми помощниками в работе детского сада являются родители.
Работа с родителями по валеологическому просвещению включает:
•    ознакомление с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
•    участие в составлении планов мероприятий по оздоровлению детей дошкольного возраста;
•    целенаправленную санитарно - просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д;
•    ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие дошкольника;

Работа по данному направлению дает положительные результаты, благодаря многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению полученных знаний в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с воспитанниками имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения. Важна определенная система в работе педагога с детьми и родителями. Только в подробном изучении, постоянном использовании в практике, позитивном настрое взрослых будет положительный результат у детей, их оздоровлении и укреплении физических качеств дошкольников.