Приветствую Вас Гость | RSS

20:35
Поддержка детской инициативы  в дошкольной образовательной организации

Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своего положения и позиции в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а так же самосовершенствование и развития. 

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересу самостоятельно. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Самостоятельная занятость ребенка важна в любом возрасте, особенно это актуально в предшкольный период.

Для полноценного развития ребенку дошкольнику необходима самостоятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит.

Активность в начинании – важно, что в группе есть лидер, а еще лучше,  если лидеров будет несколько. Продвигать начатое – развитие сюжетной линии, важное место педагога, который поможет, внесет новые ситуативные моменты, проблемные ситуации. Организация новых дел, если в группе есть несколько лидеров, воспитатель предлагает новые игровые сюжеты, вносит новые атрибуты, оборудование.

Можно отметить, чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а,  следовательно, и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего в игре, общении, экспериментировании. 

Для развития детской инициативы педагогу необходимо давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»), развивать инициативу. Давать задания интересные или те, где у ребенка есть личный интерес, что – то делать, поддерживая инициативу во всех видах деятельности. Если педагог знает индивидуальные особенности и большую заинтересованность ребенка, ему легче помочь в определении детской деятельности.

Создание предметно – развивающей среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам. Важно, чтобы ребенок не стеснялся выразить свое желание, если не знает, спросить взрослого, не замкнуться на месте, не двигаясь вперед. Выбор ребенком сотоварищей, с которыми ему комфортно, если они в группе есть, обращение ребенка к взрослому на основе собственного побуждения. 

Выделяют 4 сферы инициативы: 
Коммуникативная инициатива– это внутреннее побуждение ребенка к общению. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям, подобрать себе команду для деятельности.

Под творческой инициативой понимают включенность ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Чем выше развитие творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность. Развитие творческой инициативы это – важнейшая часть работы воспитателей и родителей, от которой зависит дальнейшее успешное развитие ребенка. Педагогу необходимо регулярно вносить  изменения в развивающую предметно – пространственную среду, удивляя и привлекая детей  разными атрибутами.

Инициатива как целеполагание и волевое усилие – включенность в разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. Продуктивная деятельность развивает умения управлять своим поведением и своими намерениями, помогает ребенку понять отношения между объектами и явлениями.

Познавательная инициатива- любознательность, ее развитие во много зависит от педагога, который помогает развивать интерес к новому познанию нового. При этом объектом познавательного инициативы является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определённых областей знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. Педагогу необходимо заинтересовывать ребенка новыми материалами, новой информацией, интересными пособиями, картинами, картинками, таблицами, усложняя и развивая тем самым интерес ребенка.

Презентация